Не многие знают, что постройка
моделей судов — одно из древнейших искусств, наряду с
наскальными изображениями и изготовлением фигурок древних
божеств. Примитивные детские игрушки в виде лодок археологи
находят во время раскопок стойбищ древнего человека.
Наряду с игровыми мотивами, модели лодок имели культовое
значение. Древнейшие из них были обнаружены в Месопотамии
на землях некогда принадлежавших загадочному народу шумеров,
жившему на воде в дельте Тигра и Ефрата.
Вода! Она опасна всегда. Недаром, все что связано с загробным
миром из разных религий отделено от живых рекой. А реку
надо преодолеть. Служат для этого погребальные модели
лодок.
Модель лодки, выполненная из серебра длиной 65 см, археологи
обнаружили в гробнице знатного гражданина, а битумную
лодку — в месте проживания городской бедноты.
Этим моделям более 5 тысяч лет и выполняли они совершенно
различные функции. Добротно выполненная серебряная ладья
должна была переправить душу ее хозяина по подземной реке
в потусторонний мир, а вот неказистая битумная лодочка,
безусловно, радовала шумерских малышей.
Наибольшее количество древних моделей найдено в Египте.
Как и в Шумере, они выполняли различные функции: культовые,
игровые и даже служили декоративными элементами для украшения
жилых помещений. Египтяне, как и шумерцы, а вслед за ними
финикийцы, греки и римляне верили в то, что после смерти
человека его душа должна переправиться через мифическую
реку в загробный мир.
Поэтому в гробницах находят так много моделей лодок. Ученые
предполагают, что в древнем Египте существовал отдельный
«цех» специалистов, изготовлявших только модели, наряду
с гончарами, мебельщиками, шорниками и другими ремесленниками.
В долине Вади-Хаммамат, усыпальнице египетских фараонов,
найдены многочисленные модели судов, на которых находятся
фигурки людей.
Это суда мертвых, в центре которых располагался алтарь,
или суда пожертвования, для загробного служения душе своего
хозяина. Богато инкрустированные золотые и серебряные
модели находят в гробницах фараонов и знати, непритязательные
деревянные и гипсовые — в могилах бедноты.
Как по исполнению так и по величине эти модели сильно
отличаются. Самые маленькие не достигают в длину и 10
см, а вот самая большая загробная модель, принадлежавшая
фараону Хеопсу, имела длину 43,4 м! В 1954 году южнее
пирамиды Хеопса под грудой щебня были обнаружены две замурованные
траншеи, в одной из которых была спрятана ладья правителя
в разобранном виде.
Она состояла из 1224 элементов, размерами от 23 м до 5
см. Реконструкция старейшей модели длилась 4 года.
Во время воссоздания облика судна ученые пришли к выводу,
что часть деталей ладьи была изготовлена в Финикии и уже
затем перевезена в Египет. Была ли собрана эта уникальная
модель в древности для того, чтобы служить фараону, остается
загадкой.
Не менее знаменитые модели египетских судов, найденные
в гробнице Тутанхамона. Они изящно отделаны, окрашены
и инкрустированы. Состоят из множества деталей, наглядно
показывая развитие египетского судостроения.
Модели судов первопроходцев древности — финикийцев, а
также народов, объединенных под общим символом «народы
моря», до нас не дошли. Однако, благодаря египетским камнерезам,
мы можем судить о них, изучая барельефы в гробницах фараонов.
Не так многочисленны, но не менее интересны модели лодок
и судов, найденные на берегах Греции и Италии.