Архив
|
|
|
далматы
|
Самую южную часть Австрийской
Империи составляет Далмация, часть древней Римской Империи.
Эта область составляет полосу берегов Адриатического моря,
направляющуюся от северо - запада к юго - востоку. Далматское
королевство состоит из бывшей республики Рагузы и венецианской
Албании (Каттаро). При заключении парижскаго мира, Далмация
перешла к Австрии, вместе с Венецией. Эта часть австрийских
владений гориста, потому что в ней находится продолжеше
Карста, который у моря оканчивается голыми крутыми скалами,
с разщелинами.
Также скалисты и острова, которые находятся вблизи берегов в виде оторванных частей береговых гор. |
|
народы далмации
|
Далматы вообще люди красивые,
рослые и крепкого телосложеня. Черты лица у них правильные,
а волосы черные, редко темно-русые. Всего поразительнее
у них огромные черные глаза и белые зубы. Кожа у них белая,
но более или менее загорелая. Лицо обыкновенно не румяное,
но толстяки между далматами редки. По привычке, они так
закалены, что без вреда для здоровья переносят и зимний
холод, летний зной.
Мордаки, горцы в округе Зар и Сполето, по обычаям и народному характеру, отличаются от обитателей берегов и островов. В других округах морлаками называют низшую чернь. Образованные далматы одеваются как образованные люди в остальной Европе. У простолюдинов же костюмы различаются в отдельных округах. Мужчины носят красную турецкую шапочку (фес), нередко с приострением и украшениями. Рагузцы и далматы на границах Турции обвивают эту шапочку платком, т. е. носят чалму. Почти все надевают шерстяные панталоны венгерскаго покроя и василькового цвета. За красным или пестрым поясом засунуты ханджар (турецкий кинжал) и пистолеты. Зимою надевают пальто с красной обшивкой и пришитым башлыком. Ноги обувают в сандали из недубленой воловьей кожи. Зажиточные люди нооят папуши, турецкие башмаки, с высокими каблуками. Шея остается голою. Костюм женщин во любой местности представляет какую-нибудь особенность. Далматки предпочитают красный цвет. Волосы плетут косами и украшают; замужние носят чепец, прикрытй белым платком, на голое тело надевают рубашку без рукавов доходящую до икр, а на нее кофту и широкими рукавами. От подмышек до локтей рукава имеют красную обшивку. Передники рисунков похожи на тирольские ковры. Богатые женщины обуваются в турецкие башмаки из желтой или красной кожи. Когда крестьяне идут в город, они берут с собою мешок из шерстяной ткани со съестными припасами, и носят его как ранец или на палке. Его носят также далматы, отправляющиеся в поле, и кладут в него кожаный мешок с деревянным мундштуком для вина. Мужчины курят из трубок с чубуками из калины или черешни. Морлаки завтракают хлебом и сыром или чесноком, и пьют немного вина или молока, к которым за обедом и ужином присоединяется похлебка. В многочисленном мордацком семействе одного из старших мужчин избирают хозяином (домахином), кото-рый обязан заботиться о благе своего семейства, и назначает каждому работу. Один должен пасти рогатый скот и лошадей, другой овец, третий коз, а четвертый ягнят и козлят. Домахица или хозяйка распоряжается работами женщин, которыя носят дрова и воду, мелят зерно, варят кушанье и т. д. На седьмом уже году мальчику дают ружье, пару пистолетов и ханджар. Старших очень уважают, советуются с ними во всех делах, и безпрекословно исполняют их приказания. Морлаки считают женщин не более как служанками, и если они дурно прислуживают, то колотят их. Морлачки терпеливы, прилежны и покорны своей судьбе. В городах, особенно приморских, обычаи и образ жизни совсем другие. Вообще, просвещенные далматы, говорящие по итальянски, похожи на венецианцев. Население Далмации, повидимому, весьма набожно, потому что там много церквей, монастырей и духовенства. Церковные праздники справляют весьма торжественно. Особенно в страстную неделю совершаются различные церемонии, каких не соблюдают в других местностях. На святой неделе, а также к исповеди и причастию, женщины должны ходить в черном платьье или надевать по крайней мере черный головной убор. Посты соблюдаются очень строго, и употребление скоромной пищи во время поста считается большим грехом, нежели убийство, совершенное для отмщения обиды. Звонят в церквах как и у нас, т. е. раскачивают не колокол, а язык, которым ударяют то слабее, то сильнее. где есть несколько колоколов, там звонари разнообразят звон. В Далмации у редких церквей есть колокольни. Большею частью, колокола висят между каменными столбами перед храмом. Время считается по звону к молитве. Часами обладают очень немнопе жители, и оттого не имеют ясного понятия о времени. Например, чтобы дойти до известного места, обыкновенно нужно вполовину меньше или вдвое больше времени, нежели говорят крестьяне. У горцев в Каттаро доныне совершается кровавый суд. Если случайно или нарочно кто - нибудь убил горца, он обычно уегает, чтобы избавиться от мести родственников умерщвленного. Мести, однако, подвергаются и родственники преступника, которые не принимали ни малейшаго участия в убийстве. Последние стараются вымолить перемирие, в течение которого убийца может воротиться на родину, не подвергаясь ни какой опасности. Затем между родственниками преступника избирают просителей: 12 его родственниц отправляются к дому ближайшаго родственника убитого, и с громким плачем просят помилования во имя Иоанна Крестителя. Если этим просьбам вняли, избирают 24 судей, перед которыми в опредленный день являются родственники убитого я убийцы. Перед судьями жалуются и оправдываются. Наконец, является сам преступник. Он ползет на четвереньках, и у него на шее повешено оружие, которым совершено убийство. Три раза он просит у ближайшего родственника умерщвленного помилования. Сначала оскорбленные не внимают мольбам, и просять старшего судью выгнать убийцу, которого действительно несколько раз толкают ногами, так что он падает. Виновный наконец просит помилования во имя милосердного Бога, и ему вторят плачем все присутствующие женщины. Завывания продолжаются, пока сердце неумолимого не смягчится, и он не поднимет валяющагося на земле. Затем родственник убитого снимает у преступника с шеи оружие, целует убийцу и объявляет, что простил во имя Бога. «Знайте», говорит он присутствующим, «что по сию пору он был моим врагом, а теперь мой приятель и брат!» После этого рассекают пополам серебряную монету, и помирившиеся получают по половине, которая хранится как святыня на вечные времена. Судьи определяют, какую сумму следует заплатить за преступление. Вся церемония заключается пиршеством. У далматов и черногорцев, при всяком пиршестве, должны быть непременно певец и гусли. Этим инструментом не сопровождают пения, а заполняют промежутки между песнями. Тоны инструмента имеют объем не более как в октаву, поэтому слышен только довольно однообразный шум, неприятный для развитаго музыкальнаго уха. Напевы далматов унылы, мрачны и более походят на речитативы, нежели на настоящие песни. Содержание песен, большей частью, состоит в описании боя с турками и венграми. |
|
архив "вокруг
света"
|
архив
|
|