На Главную Страницу Написать нам письмо Rambler's Top100
 
 На предыдущую Вниз Вверх На следующую
Джанике-Ханым
 

 
   
 
   
 
Жара на плато, кажется, убивает все живое. Спастись можно только в сырых пещерах. Над ними же — лишь осколки стен и низенькие деревья, не дающие тени. Дышать почти нечем — иногда только, с гор на горизонте, набегает волна прохлады. Но вольный ветер не удержать, и он бежит дальше. Зной возвращается к редким туристам и убогим деревцам, с отчаянием цепляющимся за голую скалу. Посреди городища стоит ни на что не похожее строение. Эта невысокая восьмигранная башня манит к себе угадываемой прохладой. Несколько шагов — и ты в желанной тени. Из-за толстой кованой решетки тянется почти осязаемый вековой холод. В полутьме башни виднеется возвышение с арабской вязью.

Пока стою в тени башни, подходит группа разморенных туристов. Им уже ничего не надо, но закаленный жарой экскурсовод отрабатывает деньги: — Сейчас мы находимся перед гробницей знаменитой Джанике-Ханым — дочери хана Тохтамыша. По одной из легенд, Джанике-Ханым была правительницей города и погибла, защищая его.

Есть еще одна не менее интересная легенда о Джанике-Ханым. ...Осажденный город изнемогал от жажды. К девушке пробрался пастушок с известием, что знает, где есть вода, но только она, тоненькая как тростинка, может протиснуться в узкую щель в скале. Целую ночь Джанике носила воду, и утром жители, готовые сдаться, увидели на центральной площади колодец полный воды. А возле него бездыханное тело девушки...
 На предыдущую Вниз Вверх На следующую
И все-таки — кто же они, караимы?
 

 
Некоторые этнографы до сегодняшнего дня не могут сойтись во мнениях относительно происхождения караимов. Часть ученых считает караимов евреями, оставшимися в Крыму со времен Хазарского каганата, господствующей религией в котором был иудаизм. С этой гипотезой согласны многие: евреи принимают караимов в Израиле как своих репатриантов1, местные жители (и в Крыму, и в Литве) тоже называют их евреями.

Только здешние караимы это отрицают. У них свое понимание собственного прошлого. Эту гипотезу поведал мне караимский активист Юрий Александрович Полканов: — Дело в том, что происхождение караимов как этноса очень тесно связано с их религией. Сразу хочу оговориться: тот, кто ее исповедует, не обязательно караим по крови. Караимы есть среди арабов, славян, евреев. Так вот, в еврейской общине Багдада в VIII веке жил некий Анан. Со временем он создал новое религиозное учение, главным законом которого был только Ветхий Завет с его десятью заповедями. И никаких толкований вроде Талмуда, как у евреев.

С веками это направление распространилось по многим странам Средиземноморья (Алжиру, Египту, Тунису, Византии), впоследствии дошло и до Крымского полуострова. Кстати, можно привести и такой довод: более тысячи лет караимы и евреи не заключали браков между собой. Так что эта религиозная общность трансформировалась в этнос. Кроме того, у них появилось национальное самосознание2, а это, в сущности, главное, что делает этнос — этносом. В Крыму большинство народов перешли на тюркский язык. И ставшие татарами киммерийцы на Яйле, и потомки генуэзцев и готов на Южном Берегу, а также греки, армяне и раввинисты-крымчаки. И караимы. Теперь он, впрочем, практически полностью утрачен — осталось лишь несколько старых караимок, знающих родной язык.
 На предыдущую Вниз Вверх На следующую
Возвращение
 

 
 
 
   
В начале XX века, как уже говорилось, последние караимы покинули Чуфут-Кале. Почему? Наверное, трудно было жить оторванными от цивилизации, от городов, в которых есть водопровод, появилось электричество. Сама крепость потеряла свое стратегическое значение.

Войны стали другими, и теперь пещерный город не представлял надежного убежища. Но сегодня многие народы стараются восстановить свою самобытность, свою культуру. В том числе и крымские караимы. Народ пытается найти себя, жить по своим внутренним устоям и убеждениям, вырваться из какой-то всенародной уравниловки.

Самоидентифицироваться, как они сами говорят. В планах караимской общины – создание в древнем городе Чуфут-Кале что-то вроде этнической деревни: восстановить старинные разрушенные дома, поселить в них караимские семьи, отреставрировать кенассы, открыть ресторан караимской кухни. Но надо торопиться. Ведь если древнюю крепость не начать восстанавливать, то старые кенассы и древние пещеры окончательно окажутся во власти «диких» туристов и пронырливых летучих мышей... «Кысмет болса», — говорят караимы, что в переводе значит — «Как судьбе будет угодно».

В Израиле живет раз в десять-двенадцать больше караимов, чем в СНГ и других местах. Многие из них — уроженцы Крыма и Литвы. Там они, естественно, отрицают свое этническое несходство с евреями, но яростно отстаивают религиозную самобытность. В частности, требуют собственного отдельного Бет-Дина — верховного религиозного суда. Правда, еще в начале века старики-караимы проклинали Авраама Фирковича, пробуждавшего в караимах это самосознание. Для них их народ — «Улус Израэль», но эти старики давно вымерли. По крайней мере, в Крым.
 На предыдущую Вниз Вверх На следующую
 
 
 На Главную Страницу Написать нам письмо  
MAFIA's Top100

Rambler's Top100
Хостинг от uCoz