Шло время, шли споры. Все новые и новые свидетельства
жизни древнего человека дарила исследователям земля. И постепенно, по мере
того как наука накапливала факты, становилось ясно, что цепь "неопровержимых"
доказательств "божественной одаренности" первобытного художника
начала рваться по всем звеньям.
Когда ученые стали систематизировать произведения первобытного искусства,
оказалось, что самые ранние изображения были сделаны примитивно, грубым контуром
- лишь дальнейшее развитие искусства привело к той "классике", которая
ошеломила. Высекая на кости, камне или рисуя на скале изображение животного,
сцену охоты, первобытный художник в первую очередь познавал мир, и чем больше
познавал его, тем прочнее "овладевал" им, тем глубже становились
его знания о нем, тем увереннее становилась его рука, тем совершеннее становились
его рисунки.
Первые наскальные рисунки не были слиты в единую картину - древний художник
не мог еще обобщить таинственную сложность окружающего мира, мира кровавой
борьбы за жизнь, за пищу, за продолжение рода, - в тех мгновениях, что застыли
на шершавых камнях, было лишь начало открытия этого мира. И прошли тысячелетия,
прежде чем "художника начало интересовать нечто большее, чем внешний
вид зверя, - писала в свое время исследователь Н. Латышева. - ...Он присматривался
к самой жизни животных, и ее различные проявления казались ему интересными
и поучительными. Он подмечал в мире животных трогательные и выразительные
моменты, проявления материнского инстинкта"...
Искусство развивалось вместе с человеком, вместе с его осмыслением мира, помогая
этому осмыслению и обогащаясь им. И это проявилось не только на одной из высших
стадий первобытного искусства - пещерной живописи, - но и много раньше...
Раскопки показали, что многие скелеты начала "кроманьонской" эры
имели явные признаки неандертальского строения. И самое поразительное - люди
эти, еще неандертальцы по облику своему, уже были кроманьонцами по образу
жизни, по орудиям труда. Они были словно переходным этапом между человеком
первобытным и человеком разумным. А в целом ряде стоянок на всем протяжении
Европы и Сибири - во Франции, Италии, Австрии, Германии, Чехии, на Дону, под
Иркутском - ученые находили почти одинаковые скульптурные изображения обнаженной
женщины. И странное дело - первобытный скульптор выбирал как бы два типа женской
"модели". Одну - женщину полную и коренастую, невысокую, с короткими,
сведенными в коленях ногами, с согбенными плечами и низко опущенной головой.
Другую - высокую, сухощавую, несколько даже "изящную". И вот исследование
этих "венер" показало, что низкие и коренастые имели явно неандертальские
пережитки в облике своем, высокие - уже отрешились от них, перешагнули биологическую
черту, которая отделяла неандертальца от кроманьонца...
