по горам и пещерам
|
|
В Каповой пещере на реке Чусовой... |
В 1856 году в долине реки Неандер были открыты
какие-то очень странные кости и осколок черепа. Кости поражали своей массивностью,
а череп - низким скошенным лбом и мощными надбровными дугами.
Эту находку можно было бы принять за останки ископаемой обезьяны... Но у этой обезьяны был почти человеческого объема мозг. Вскоре было найдено еще несколько подобных скелетов с примитивными каменными орудиями возле них. Сомнений не оставалось - это был ископаемый человек. Гениальные слова Дарвина: "Я вполне убежден, что... виды, принадлежащие к одному так называемому роду, происходят от других, обыкновенно угасших видов", - оказались пророческими: ископаемый "прачеловек" был найден. Низкорослый, сутулый, с мощным черепом и глубоко, по-обезьяньи, сидящими глазами - примитивный, первобытный, но человек. Его назвали неандертальцем. Но не успел еще неандерталец получить окончательное признание науки, как в пещере Кроманьон находят скелет еще одного ископаемого человека, но в сущности уже ничем не отличающегося по своему строению от современного. Не мудрено, что с поразительной быстротой среди тех, кто не мог простить Дарвину его великой ереси, утвердилось мнение, что вместо одного вида первобытного человека существовало несколько, что кроманьонец - человек разумный - появился "на свет божий" уже сразу совершенным, а неандерталец был "создан" как раб человека разумного... |
|
||||||||
|
...Проходит еще несколько лет...
|
...Проходит еще несколько лет - и удивительное,
ни с чем не сравнимое открытие потрясает умы археологов. В 1895 году французский
исследователь Эмиль Ривьер, а за ним еще несколько ученых доказывают подлинность
и необычайную, уходящую в глубины десятков тысячелетий древность наскальных
красочных изображений в пещерах Испании и Франции. Эта созданная кроманьонцем
пещерная живопись буквально ошеломила ученый мир.
На изумленных исследователей с потемневших, потрескавшихся сводов пещер глядели кроваво-красные бизоны во всей мощи своей грозной мускулатуры, угрюмо-настороженные мамонты, изящные ветвисторогие олени, пугливые лани. Тут же первобытный художник рисовал себя, свое племя, свою охоту. И казалось невероятным, чтобы подобное красочное великолепие было создано потомком обезьяноподобного неандертальца. С удвоенной силой начались рассуждения о неких "избранниках судьбы", отмеченных печатью "высшего совершенства", пришедших откуда-то со своим доселе не известным миру искусством. А в 1906 году близ местечка Гримальди в Италии археологи сделали открытие, казалось бы, доказывающее этот "приход". Под слоями почвы с захоронениями кроманьонцев лежали два скелета с негроидными формами черепов. Гримальдийцы - так назвали этих людей - имели значительно меньший по сравнению с "классическими" кроманьонцами рост, но по объему мозга были схожи с ними. Следовательно, утверждали многие, кроманьонцы - потомки не неандертальцев, а таинственных пришельцев - гримальдийцев. Такое предположение как будто все ставило на свои места. Где-то на севере Африки существовали племена людей "высшего типа", которые, перебравшись в Европу, принесли миру искусство и в очень короткий срок сумели поработить, а затем почти полностью истребить неандертальцев, дав дорогу "высшим расам современного человечества". ...И одно из самых веских доказательств этой теории - пещерная живопись, впервые появляющаяся только с началом "кроманьонской" эры истории человечества, встречается лишь на территории Западной Европы - во Франции, Испании. А из Африки ближе всего до этих стран... |
|
Искусство развивалось вместе с человеком
|
|
В Каповой пещере на реке Чусовой... |
по горам и пещерам
|
|