В Крыму издревле
повелось — чуть какая опасность, жители сразу
уходят в горы. В итоге обитатели полуострова
понастроили немало горных крепостей: Эски-Кермен,
Тепе-Кермен, Мангуп-Кале, Чуфут-Кале и другие.
Особняком среди них, похожих и одновременно
непохожих друг на друга, стоит Чуфут-Кале. Он
самый известный из всех и наиболее сохранивший
свой старинный облик. И, наверное, самый живой.
Ведь последние жители покинули его всего лишь
в начале XX века, а сегодня, в конце этого же
века, они возвращаются. Одно из самых ранних
названий этого пещерного города — Кырк-Ор. Так
его именовал Абульфеде — первый географ, описавший
горную крепость и ее окрестности. «Кырк-Ор»
в переводе с тюркского значит «Сорок крепостей».
Не совсем понятно, откуда пошло это название:
то ли в округе было еще тридцать девять таких
же городищ, то ли ее жители считали свой город
равным по силе и богатству четырем десяткам
других. Но так крепость называлась, когда в
Крым пришли кочевники-тюрки и захватили ее.
Более древнего, дотатарского, названия не сохранилось.
Как известно, татары на Крымском полуострове
обосновались надолго. В крепости они разместили
свой гарнизон. До сегодняшних дней сохранилась
усыпальница-мавзолей Джанике-Ханым, дочери Тохтамыша
— тогдашнего правителя монголо-татарского государства.
А в период войн Крыма за независимость от Золотой
Орды надежно укрепленный город служил правителям
резиденций. Позднее хан со своим двором переселился
во дворец в Бахчисарае — новую столицу Крымского
ханства, отстроенную в долине у подножия Чуфут-Кале.
Где-то в это время в татарских источниках появляются
первые упоминания о караимах, населяющих в основном
Чуфут-Кале. О них пишет и турецкий путешественник
Эвлия Челеби в «Книге Путешествий». Татары и
другие местные жители считали караимов евреями
— отсюда и пошло новое название города. Ведь
«Чуфут» — значит «иудейский», а «Кале» — «крепость».
...Блуждая среди городских развалин, уцелевших
крепостных стен, я наконец набрел на отреставрированный
домик. Вблизи него несколько человек пытались
завести давно уже не работавший трактор, сиротливо
стоявший на широкой колее старой каменной дороги.
Решив подождать, когда они освободятся, я вошел
во двор дома. Пока осматривался, из темной пещеры
в одном из углов двора появилась полная черноволосая
женщина. В ответ на мою просьбу она заулыбалась:
— Ну заходите. Домик казался необитаемым. По
всему было видно, что живущие в нем только приноравливаются
к новому месту. Из мебели лишь застеленная пледом
кровать стояла у стены. — Вам, наверное, Геннадий
нужен? Директор наш? Он обо всем вам расскажет
очень подробно. Вы тут подождите, а я за ним
схожу. Если хотите, то почитать можете. Вот.
— И она достала несколько книг. — «Караимская
народная энциклопедия. Издано в Париже», — прочел
я на первой странице одной из них.
Спустя несколько минут за окном послышался мужской
возмущенный голос: — Да как вы не поймете? Трактор
нужен мне сегодня! Через мгновение в дверях
стоял совершенно спокойный, еще молодой мужчина:
— Катык. Гена Катык. Директор Пещерного города
— филиала Бахчисарайского музея. За несколько
часов, что мы с Геннадием бродили среди обветшалых
кенасс (молельные дома караимов), он рассказал
мне о жизни караимов с тех пор, как Крым стал
частью Российской империи, а караимы — подданными
русского царя. ...При Екатерине II, когда Крымское
ханство вошло в состав России, караимы подали
императрице прошение, в котором доказывали,
что они — потомки израильтян, переселившихся
в Крым сразу после разрушения Первого Иерусалимского
Храма (VI в. до н. э.), а потому ничего общего
с распятием Христа не имеют. Вера же их, разъясняли
караимы, есть чистая вера Моисея, не замутненная
никакими искажениями, свойственными евреям-раввинистам.
Это было учтено, и при Екатерине, и при последующих
правителях караимы всегда пользовались всеми
правами российских граждан нехристианского вероисповедания.
Имели право служить офицерами, жить в столице,
заниматься торговлей, в отличие от просто евреев,
которых всячески ограничивали дискриминационные
законы. У них в паспортах так и было записано:
«Вероисповедания ветхозаветного». Российские
государи вообще неплохо относились к караимам:
Екатерина Великая, во время своего путешествия
по Новороссии, даже поднималась сюда в горы.
А Николай II посещал в Евпатории караимские
кенассы.
1. После Октябрьской революции и гражданской
войны довольно много состоятельных караимов
эмигрировали в Европу. Во Франции образовалась
многочисленная их община. Теперь они всячески
помогают крымским караимам воссоздать свои традиции
и культуру. Вот и энциклопедию помогли издать.
В 1941 году, когда Крым оккупировали фашисты,
караимы чуть не разделили судьбу миллионов евреев.
Но для начала немцы решили разобраться, кто
есть кто, и долгое время проводили довольно
тщательные антропологические исследования. В
конце концов они все же уверились, что караимы
— не евреи.
2. Кроме того, фашисты обратились к трем еврейским ученым
с вопросом о происхождении караимов. А они соврали, дабы
спасти ни в чем не повинных людей, своих братьев, как
они они полагали. Вообще караимам счастливо удавалось
избегнуть преследований. (Только в Киеве, где за дело
взялись местные националисты, караимы попали в Бабий Яр.)
Их не изгнали из Крыма при Екатерине, когда выселяли греков
и армян, кстати, говоривших уже, как и караимы, на тюркском
языке. И когда из Крыма в 1944 году были выселены практически
все малые народы, основная масса караимов осталась жить
в Крыму. Но... Если в начале века в разных районах России
жили около 14 000 караимов, то сегодня их осталось совсем
немного — всего 800. К тому еще у караимов нет своей земли
— они буквально рассеяны по всей стране. Самые большие
общины — в городах Крыма: Симферополе, Ялте, Евпатории,
Бахчисарае. Также довольно крупная община живет в Литве
в Тракайском районе. Их туда вместе с пленными татарами
увел и поселил литовский князь Витовт. Но несмотря на
тяжелую жизнь, караимы не давали забыть о себе. Они очень
разносторонний народ и, наверное, поэтому и смогли проявить
себя во многих областях науки и культуры. Среди них было
очень много талантливых людей: режиссер Сергей Юткевич,
композитор Майкопар, есть художники, ученые. Сами караимы
говорят: «В каждом деле был караим, достигший многого!»