по горам и пещерам
|
|
Акт кроманьонца
|
Первобытный скульптор сделал как бы моментальный
снимок современного ему человечества, делающего величайший в истории эволюции
переход от неандертальца к кроманьонцу.
Искусство и жизнь шли рука об руку. И чем больше ученые проникали в тайны искусства и жизни прачеловечества, тем яснее становились нити, связывающие человека первобытного - неандертальца - с человеком разумным - кроманьонцем... На всем протяжении обитания неандертальцев ученые открывали так называемые "медвежьи пещеры". Неандерталец, этот неутомимый охотник, после чрезвычайно опасной, но все же удачной охоты на пещерного медведя, одного из самых страшных своих врагов, оставлял в отвоеванной пещере ногу и голову зверя и плясал около останков поверженной жертвы - он праздновал свою нелегкую победу. Это вершина творчества неандертальца. А самый первый творческий акт кроманьонца - линия, прочерченная пальцем по мягкой податливой глине. Иногда явственно видно, как неумелая рука еще не осознавшего свое величие художника словно следует за зрительной памятью, сохранившей образ бизона или оленя, создавая контур виденного. И между глиняными рельефами и действами в "медвежьих пещерах", казалось бы, не имеющими ничего общего между собой, был найден мост. Знаменитый французский исследователь пещер Норбер де Кастере в 1923 году, движимый каким-то внутренним чутьем, рискуя жизнью, нырнул в подземный поток, вытекающий из расселины пещеры Монтеспан во Франции. Но, достигнув отдаленного грота, он увидел поразительное зрелище. На окаменевшем глиняном полу среди сохранившихся отпечатков ног, ступавших здесь десятки тысяч лет назад, стояла грубая глиняная болванка, отдаленно напоминающая статую медведя. На полу рядом лежал медвежий череп. На "статуе" можно было заметить следы от медвежьей шкуры и вмятины от дротиков и копий. |
|
||||||||
|
Единство развития человечества...
|
Еще один мост протянулся от человека первобытного
к человеку разумному: пляски неандертальцев у останков убитого медведя - ритуальные
действа у сознательно созданного примитивного подобия медведя - первые зачатки
изобразительной пластики кроманьонцев.
Еще одно доказательство того, что искусство вошло в мир не откуда-то, не извне, а вместе с первым осознанным ударом камня о камень, чтобы, сотни тысячелетий незримо созревая, дождаться своего часа и, словно утверждая тысячевековое единство поколений человеческих, завоевать мир... Но почему все-таки пещерная живопись оставлена кроманьонцем только в пещерах Западной Европы? Ведь поселения неандертальца простирались далеко на восток, а там их потомки так и не смогли создать того, что создано было их европейскими современниками. И доказательств обратного не было...(В свое время были открыты наскальные фрески и рисунки в Узбекистане, Приазовье, на Лене, но происхождение их большинство ученых считает уже более поздним.) Давно и неоднократно привлекала к себе внимание всех любопытных и любознательных грандиозная пещера на уральской реке Чусовой, которую местные жители называли Шульганташ или -Каповая. "...Сей грот весьма удивителен и походил на баснословное царство мертвых, - писал в 1770 году русский исследователь Лепехин, - каплющая вода делала особливо тихий и жалостливый звук. Стены грота, переменяя белый цвет с черным, преумножала пасмурность сего подземельного места..." В 1959 году в это мрачное подземелье проникла экспедиция зоолога А. В. Рюмина. И вскоре в газетах и журналах появились сенсационные сообщения: залы Каповой пещеры оказались разрисованы древним человеком! Разрисованы в принципе своем так же, как и пещеры Испании и Франции. Рюмин не был археологом, и поэтому в его сообщениях истина переплеталась с явной игрой воображения, взбудораженного столь непостижимой удачей. Для тщательного обследования редчайшей находки была срочно организована экспедиция Института археологии Академии наук СССР под руководством доктора исторических наук О. Н. Бадера. Все новые и новые рисунки мамонтов, лошадей, носорогов выхватывал на стенах и потолках луч электрического фонаря. Нет нужды описывать все то, что было обнаружено учеными в пещере - десятки статей и сообщений появились в газетах и журналах всего мира. Наука получила первое неоспоримое фактическое подтверждение того, что "на востоке в силу общих закономерностей развития первобытного общества существовали самостоятельные центры возникновения палеолитической живописи, принципиально ничем не отличающиеся от западных", - писал Бадер. Наш предок из Каповой пещеры, украсивший стены своего дома, словно пришел через десятки тысячелетий, чтобы принести и это доказательство единства развития человечества... |
|
В Каповой пещере на реке Чусовой... |
по горам и пещерам
|
|