Но кто же такой
Арриан и какие следы он оставил?
Писатель, военный, политик, мореплаватель и даже священнослужитель, Квинт
Энний Флавий Арриан родился в богатой римской семье около 90-95 гг. Его родители
проживали в Никодемии, одном из городов провинции Вифиния (на территории нынешней
Турции). Арриан получил прекрасное образование, в совершенстве знал греческий
язык, изучал философию. Но, вообще-то, сведений об этом талантливом римлянине
сохранилось мало. Известно, что в своей родной Никодемии он стал жрецом богинь
подземного царства Деметры и Персефоны. Но духовная карьера не задалась: не
достигнув тридцати лет, знатный молодой человек получает звание консула, а
затем управляет, как легат императора Адриана, провинцией Каппадокия, также
в Малой Азии.
Однако, нас интересовало другое. Оставив, еще задолго до старости, политику
и всецело отдавшись сочинительству, Флавий Арриан создал ряд трудов: «История
Вифинии», «История парфян», «Поход Александра» — обильное уникальными фактами
описание пути войск Александра Македонского в Индию... и «Перипл Понта Эвксинского»,
древнейшую лоцию Черного моря! Конечно, о нашем море писали многие знаменитые
античные авторы, в их числе «отец истории» Геродот, Полибий, Страбон. Арриан,
безусловно, читал их, это видно по его книге. Но только государственная мощь
и военная организация Рима, чьи галеры избороздили весь Понт и дежурили возле
его берегов, готовые в любой момент оказать помощь сухопутным гарнизонам,
— только эти обстоятельства позволили консулу и легату обобщить, свести воедино
все знания об удивительном мире Причерноморья!
Когда работал над своим «Периплом» стареющий
патриций, уже давно не существовало независимой
Греции, но сохраняли остатки самостоятельности
полисы, города-государства, основанные возле
Понта... последние осколки золотой Эллады! Их
виноградники плодоносили, поля были тучными;
из мастерских выходили произведения, достойные
художников классических времен; торговля процветала,
флоты полисов бороздили понтийскую синь. Византий,
Калхедон и Гераклея, Синопа и Амис, Котиора,
Трапезунт, Фасис, Диоскуриада, Питиунт, Горгиппия,
Фанагория, Пантикапей, Феодосия, Херсонес, Керкинитида,
Ольвия, Никоний, Тира, Истрия, Томы, Каллатис,
Одесс, Месемврия, Аполлония, Салмидес... какое
богатое ожерелье вокруг Черного моря! Отважные
капитаны и лоцманы за сотни лет выучивали, будто
собственную ладонь, главные морские течения
возле своих полисов и по пути к торговым партнерам,
проливы и отмели, коварные подводные скалы,
прибрежную полосу и входы в гавани, карту ветров...
Систематизировать весь этот бесценный опыт,
передать его мореходам будущего — истинный подвиг!
То, что об Арриане знает намного меньше людей,
чем о римских цезарях, даже вполне бездарных,
— это просто несправедливо...
Доподлинно неизвестно, прошел ли описанный в «Перипле» круговой маршрут, охватывающий
все черноморское побережье, начатый и оконченный в Византии, — прошел ли его
сам писатель, или только пользовался чужими сведениями? Подчас книга производит
странное впечатление: достоверные данные переплетаются в ней с мифами и легендами;
описания то опровергают, то подтверждают более ранние, ошибочные представления
географов о Понте. Населенные пункты и города от святилища Зевса Урия (близ
Византия) до Трапезунта перечислены сухо, кратко; дальнейший курс до Диоскуриады,
наоборот, дан подробно и достоверно, а вот представление о северо-западном
Причерноморье — вполне мифическое. А может быть, консул совершил ряд отдельных
плаваний (например, инспектируя прибрежные контингенты войск) и собственные
впечатления связал воедино за счет прочитанных лоций?..
Читать прозу классически образованного Арриана, прекрасного стилиста, одно
удовольствие. «Вдруг нависшая туча разразилась бурей с восточной стороны,
принеся с собой и прямо противный нам ветер, который чуть не погубил нас:
в короткое время он так взволновал море, что вода в изобилии вливалась к нам
со всех сторон, не только со стороны весел, но даже через нос и корму. Это
напоминало следующий трагический стих: "Одну волну мы вычерпывали, а другая
вливалась»... Но, когда началась подготовка к экспедиции, эти красочные описания
давали немалый практический эффект. Мы поняли, что и в сложных погодных условиях,
умело управляемые, античные суда могли бороться со стихией. Другие места «Перипла»
свидетельствовали: корабли были не слишком прочными, но зато легкими, и команда
могла спокойно вытаскивать их на берег для ремонта. Но где же найти расчеты
и чертежи античного корабля?