по морям и океанам
|
|
Одиссея "Одессы"
|
Дороги Европы — торговые артерии сегодняшнего
дня.
По ним текут реки людей и товаров… Реки Европы — главные торговые дороги Средневековья… На скрещении двух этих мыслей, на перекрестках скоростных автомагистралей родился проект, о котором я хочу рассказать. Европейцы во все времена стремились торговать. Предметом их вожделения были товары и пряности Индии, шелк и фарфор Китая, слоновая кость и золото Африки. Однако не только междоусобицы в самой Европе, но и ожесточенная борьба христианства с мусульманством сильно затрудняли торговлю между Западом и Востоком. Форпостом христианства была Византия, находившаяся в постоянной борьбе с турками и арабами. XIV и XV века стали для нее особенно неблагоприятными. Из-за поражений на суше и на море империя потеряла часть Балканского полуострова. Под протекторат Турции перешли острова Эгейского моря. В 1453 году пал и Константинополь. На всей захваченной территории турками был установлен военный режим, взимавший огромные налоги с крестьян и ремесленников. Несмотря на это, греческая знать и духовенство сохранили свою собственность и получили должности в турецких административных органах. Больше того, оказавшись в составе турецкого государства, Греция сыграла выдающуюся роль в налаживании торговых связей между Востоком и Западом. Зажиточные греки начали вкладывать свои капиталы в мореплавание и посредническую торговлю. Но большие торговые операции потребовали создания вместительных боеспособных судов. |
|
Полиакры...
|
Так появились полиакры, что означает «многоместные,
многоцелевые». Служили они для выполнения как военных, так и торговых задач.
Хорошо вооруженные и маневренные полиакры беспрепятственно осуществляли дальние
плавания, перевозя зерно, вина, металлы, готовые изделия из мрамора и керамики.
Одним из излюбленных маршрутов был путь из Средиземного моря в Черное, к устью
Дуная и далее вдоль побережья в Крым. Полиакры поднимались также вверх по
Дунаю, в болгарские и румынские города, а то и дальше на север.
Греческие купцы привозили сюда восточные пряности, шелка, вывозя зерно, соль, янтарь и пушнину. Вообще-то, идея создания средневекового торгового парусника родилась еще во время плаваний на «Ивлии», копии парусно-весельной древнегреческой диеры («Вокруг света» №№ 4,5,6/2001 г.). Построить такое судно — и двинуться из Одессы путями средневековых купцов, через Дунай, Майн и Рейн, в далекий Амстердам… Замысел начал обрастать плотью, когда однажды, в апреле 1992 года, в городе Белгороде-Днестровском я увидел возле берега лимана два затонувших проржавевших сейнера. «Утопленники» плотно сидели на грунте, а слабосоленая лиманская вода без особых усилий перекатывалась через палубы. Тогда я окончательно решил: основа полиакра должна быть металлической!.. В мае из наименее поврежденного «утопленника» была частично откачана вода, заделаны две пробоины. Его привели из Белгорода-Днестровского в Одессу и поставили к причалу плавмастерских торгового порта, где в июне были начаты работы. В течение десяти дней тремя резаками было срезано все, что когда-то было надстройкой и фальшбортом. Мы вспороли палубу, смели все переборки, располосовали остатки разбитого дизеля. Очищенный корпус всплыл так высоко, что оголился руль. Начальник плавмастерских, посмеиваясь себе в усы, неоднократно спрашивал меня: «Ну, что? Порезать порезали, а строить что будете?». Что строить, мы как раз знали; загадкой оставалось, за какие средства. Впереди предстояло ни много, ни мало, — найти деньги для осуществления проекта… И они нашлись! Как раз после четырехмесячного скитания по дорогам Европы, когда образ будущего полиакра уже стал ясен до последнего гвоздя. Богатые Ницца и Монте-Карло, разбомбленные нищие города Сербии и Хорватии, цыганские таборы Македонии и Албании, теплый осенний песок Эгейского моря... Наконец, старенький микроавтобус «Ниссан» привез нас в Пирей, где ждал старый друг Петрас Арванитас, обещавший помощь в осуществлении проекта. Но помогло нам, воистину, чудо… Вначале казалось: все рухнуло. Петрасу не удалось склонить к сотрудничеству своих богатых друзей; оставалось лишь возвратиться домой, не солоно хлебавши за кордоном. До отхода судна в Одессу оставалось несколько дней; мы проводили их на пляже. Уже была договоренность о продаже нашего злосчастного «Ниссана»; оставалось подводить неутешительные итоги. Но вдруг… Неподалеку от нас отдыхал в обществе своей овчарки пожилой немец, неплохо говоривший по-русски. Звали его Теодор Крюсак. Разговоры о путешествиях сблизили нас. Оказалось, Теодор, по специальности инженер-геолог, работал в разных точках земного шара. Сейчас он на заслуженной пенсии, которая позволяет ему путешествовать, время от времени заезжая в родной Дармштадт. За дружеской болтовней и родилась идея — поехать в Германию, искать источник финансирования. Теодор обещал посодействовать… |
|
Настало время собирать коллектив
|
|
Одиссея "Одессы"
|
по морям и океанам
|
|