На Главную Страницу Написать нам письмо Rambler's Top100
Как рождаются суеверия Волжский лотос Затерянный мир Айя Одиссея Одессы Черноморский плинер Андре Лабана  Античные мореходы 3 Яйцо или курица? Гражданин океана  Античные мореходы 2 Листригоны  Огромные Акулы Античные мореходы 1 Крещение на Диксоне  Обилие от недостатка Искатели жемчуга Рыба Дьявол  Погружение на Китовый хребет  Пропавший Сан-Тельмо Брест-Дуарнене 2000 "Мелькарт"
 
 На предыдущую Вниз Вверх На следующую
 
 
Маршрут путешествия  
Для просмотра маршрута нажмите на карту  
Переход в устье Дуная откладывался; таяли наши планы войти в состав каравана, идущего в Германию. Оканчивались отпуска у части членов нашего экипажа. Четверо были вынуждены оставить экспедицию. Новость не из приятных, так как руки на судне нужны. Нас осталась чертова дюжина — то есть, тринадцать. Впрочем, позднее оказалось — на корабле нас четырнадцать. Где-то под обшивкой пряталась крыса, доставившая затем много беспокойств. Однажды она даже умудрилась обесточить судно, перегрызя электрокабель. Я уже не говорю о том, как пострадали мешки с крупами, одеяла, деревянные комингсы. Ушла она от нас уже в Регенсбурге, причем на мясокомбинат, недалеко от которого мы стояли. Ушла улучшать крысиную немецкую породу…

Пока до Регенсбурга было очень далеко. После ремонта двигатель вновь заработал без перебоев; ясная, хоть и прохладная погода подняла настроение. 22 декабря, в 6:00, в лучах восходящего солнца, «Одесса» во второй раз вырвалась на морской простор. И сделала это удачно.
Прекрасный зимний день сопровождал нас до самого заката, ночь не принесла ухудшения погоды, а вышедшая луна осветила кораблю подход к Жабриянской бухте, в глубине которой находится порт Усть-Дунайск. Средняя скорость перехода составляла 5,5 узлов. Стали на якорь, правда, перед этим чуть не налетев на здоровенный, совершенно не освещенный бакен. Оказывается, для современного устья Дуная это дело обыденное — нехватка электроэнергии…

Утро выдалось таким же спокойным и солнечным, как и прошлый день. Мы вошли в акваторию Усть-Дунайского порта… и вновь стали на якорь. Дунай был закрыт! Война в Югославии… Любое передвижение через эту многострадальную страну могло производиться только после соответствующей санкции ООН. В Измаиле мы начали оформлять свои документы на постановку в караван. Представитель Совета Безопасности, швейцарец, очень внимательно осмотрел наше судно, замерил количество топлива в танках, переписал количество продовольствия, сигнальных ракет, фальшфейеров… и ушел, сказав, что ничего не обещает, так как разрешение на постановку в караван дает не он, а, по его запросу, Брюссель, где сейчас рождественские каникулы. Просить или требовать абсолютно бесполезно… Ждать!

30 декабря мы, слава Богу, получаем разрешение и становимся в караван, состоящий из восьми лихтеров, двух самоходных барж и толкача, ведомого опытной рукой капитана Филатова. Чиновники с подозрением смотрят на нас, что совершенно не удивительно: изможденные, немытые и нечесанные, мы представляем из себя типичную ватагу пиратов… Долгожданное движение по реке Дунай начинается около двух часов ночи. Теперь спать, спать, спать… Но — куда там! Надо начинать готовиться к встрече Нового года, а до него всего лишь двадцать часов.
 На предыдущую Вниз Вверх На следующую
«Галендар давай»
 

 

   
 

   
Регенсбург  
Регенсбург  
Швайнфурт — город юных! Нигде ранее мы не видели такого количества детей...  
Швайнфурт — город юных! Нигде ранее мы не видели такого количества детей...  
…Отгремели нестройным салютом новогодние тосты. Будни плавания… Река — как прекрасна она летом, как гнетуще однообразна и удручающе холодна зимой! Вот и первая граница, разделяющая по реке Украину и Румынию. Из белесого тумана выныривает небольшой сторожевик с флагом ООН на борту. На катере — вооруженные солдаты и офицеры. Лица, не очень-то располагающие к беседе. Зачем они здесь? И куда подевались румынские пограничники? Лукаво улыбается капитан каравана Филатов. Для него все просто. А вот мы новички, местных обрядов не знаем… Командир катера, голландский детина в погонах не ниже подполковника, улыбается и сквозь рыжие усы рычит: «Галендар давай!». Я чуть за борт не плюхнулся, а у детины на боку от смеха ходуном заходил «узи», да так, что вот-вот с предохранителя соскочит. Слава богу, Филатов додумался перевести, а то этот обряд для меня был бы последним. Дальше — психушка.

— Да не бойся, ты! Это он для себя и своей братвы календари красивые просит, с кораблями и картами. Его друг, который вас выпускал, сказал ему, что красивее наших календарей не видел, и этот просит.

Вот дела! Пока я вручал календари и прощался, деловитые вояки полностью обследовали «Одессу», записали количество топлива, продуктов, сигарет, водки. Все сверили со списком и начали растворяться в тумане, чуть не забыв своего командира… В голове молотом стучало «Галендар давай», быстро сменившееся на трудно понимаемую румынскую речь, и по палубе застучали кованые ботинки румынских пограничников. Плечи им давили не легкие «узи», а наши стандартные, всепогодные АКМ. Румыны «галендаров» не хотели, а хотели сигарет и водки. Многоопытный Филатов улыбался… «Школа» продолжалась. Помощник Филатова тихо шепнул мне:

— Ты не вздумай им водку давать в открытую. На выходе поставьте в пакетиках. Когда уходить будут, заберут. Но ставьте сейчас и быстро, чтобы видели, а то трясти будут, полдня простоим… Сделано все было быстро, обряд соблюден. Худосочный румынский капитан, увидев, что пакеты у порога, взял под козырек, свистнул, и братва в законе скрылась в тумане, уступив место… румынским таможенникам. Филатов улыбался. Я чуть не взвыл. Да нет, не жалко было водки и сигарет, а… может, мы с нашим полиакром и впрямь провалились в феодальное Средневековье?..

Туман скрыл славных служителей румынского закона, взревели восемь тысяч лошадиных сил толкача, и караван начал свое движение по территории Румынии. Ощутив вибрацию, я понял, что тысячелетие и век — наши, разбойники с большой дороги тоже наши современники, оброк был небольшой, а причина всего — война. Война и блокада Югославии — как кость в горле обожравшейся, обленившейся Европы. Перерезав основную вену европейской торговли, ООН сделала бедных еще бедней, а богатых еще богаче. До войны румынского офицера угощали рюмкой водки и кормили хорошим ужином у капитана — это был обычный обряд. Сейчас ему платят водкой и сигаретами. Если блокада продлится — будут платить деньгами, и немалыми.

Улыбаться Филатов перестанет позже, когда будет вести нас ночами при полном затемнении, по радару через Югославию, когда под его глазами проглянут черные тени усталости и недосыпания, а над рекой, как голубки, начнут порхать трассирующие пули. На реке в этот год можно было по пальцам пересчитать капитанов, которые отваживались идти через Югославию. Отваживались и проклинали себя, потому что никакие деньги не стоят человеческих жизней, а река и война всегда поджидают свои жертвы. Это тоже обряд, страшный, но пока неизбежный... На Рождество никто из нас не знал, что в каких-нибудь пяти переходах впереди нас река забрала свою дань. Дань жизнью. Попав в стальной капкан шлюза, перевернулся толкач и камнем ушел под воду, утянув с собой весь экипаж. Что это — ошибка капитана, помощников, шлюзового мастера? Как могло произойти то, что произошло? Почему тысячетонные ворота опустились не в воду, а на корму судна? Или это тоже — Югославия? Пропитанная кровью страна, пропитанная кровью река, притягивающая смерть к себе, как магнит притягивает металл…
 На предыдущую Вниз Вверх На следующую
Закон войны действует безоговорочно
 

 
   
 
   
В Швайнфурте нас радушно встречает наш спонсор, господин Гекнер  
В Швайнфурте нас радушно встречает наш спонсор, господин Гекнер  
Швайнфурт  
Швайнфурт  
Белесый туман окутывает Дунай, бывшую реку дружбы, ставшую рекой печали. Обираловка под сдвоенным названием «ООН — местные власти» продолжается на выходе из Румынии, на входе в Болгарию, на выходе из Болгарии. Прощаясь, последний патруль, состоящий из португальцев и испанцев, с каким-то отчуждением смотрит нам вслед. Для них Югославия — это зона, куда им ни ногой… Мы стараемся ни на что не отвлекаться, а целыми днями красим, шпаклюем, лакируем нашу любимицу, по вечерам вслушиваясь в прекрасные русские песни, которые с душой исполняет Володя Милованов.

Работа, камбуз, гитара… Дни текут медленно и, если бы не проклятая сырость, все было бы нипочем. Сырость и холод преследуют везде, заползая в постель, сквозь ватные брюки, свитера... Караван подходит к небольшому югославскому городку Велике Градище, вросшему в низкий берег Дуная. Кроме нас, у причалов никого, поэтому становимся напротив окон здания, в котором обитают военный комендант, полицмейстер, таможня и пограничники — все вместе. Униформа у них одинаковая, на плечах те же АКМы. Большинство носит бороды и усы. Вид усталый, опустошенный. Таким уже ничего не страшно. Они живут в другом измерении, между живыми и мертвыми. Нет семьи в этом городе, да, впрочем, во всей растерзанной стране, где бы не было мертвых, раненых, изгнанных со своей земли, из своих домов...

На берег сходить запрещено. Власти отправляются к Филатову. Примерно через час зовут меня. То, что я слышу, приводит меня в состояние шока. Переводчик здесь не нужен. По-русски говорят все. «Югославия в кольце блокады. Нам нужны деньги — покупать медикаменты и топливо. Хотите пройти через нашу территорию — платите деньги. Украина с Югославией отношений не разрывали? Это их проблемы. С нами — разговор другой. Заплатите, пойдете дальше! Нет — судно конфискуем, вас пошлем домой.» Альтернатива? Да никакой! Стоимость нашего прохода — 19 тысяч долларов. Ни тогда, ни после, я так и не понял — почему не 15, не 25, а именно 19... Веселая цифра!

На ватных ногах я спускаюсь с борта толкача на палубу «Одессы». Рассказываю все друзьям. Разговаривать с властями смешно. Понятие власти, закона, правды отсутствуют здесь напрочь. Закон войны действует безоговорочно. Короткий зимний день близится к концу. На палубу мы вытаскиваем стол, консервы и водку. Беседа течет неторопливо. Спешить уже некуда. Столько труда, столько мечтаний, столько сил, и все — даром. Ничто не поможет, а посему можно и не спешить. Водка греет, дурманит… Сто граммов, еще сто. Пьем всю ночь. Пьем много, очень мало говорим. Говорят они, я молчу. Но слышу хорошо… «Как вы, русские, могли нас предать? Как могли допустить такое? Почему? Что с вами стало?..» Больше никто не вспоминает о долларах. Все просто. Мы не трусы, и они тоже...

Утро. Прощаемся. Старший офицер, фамилии которого я так и не узнал, машет рукой. Караван идет по Югославии, по стране, в которой болят сердца и стонут души. Я вижу Филатова на мостике и улыбаюсь ему. В ответ он крутит пальцем у виска. Я рад, что получил право улыбаться.
Темный Белград прошли ночью, завтра будем проходить город Вуковар, точнее, бывший город, а теперь развалины Вуковара. Развалины появляются на следующий день. Они страшны. В реальности никто из нас такого не видел. Только в хронике времен Великой Отечественной. В Афганистане многоэтажек не было, а Чечня еще впереди! Окна светятся — насквозь, не потому, что в них горят лампы, а потому, что стена у многоэтажки только одна…
За Вуковаром постреливают. Это знают все. В караване негласный приказ — никакого света. Ни спички, ни свечки. Границу блокадной страны пересекаем в Беждане, после чего нас встречает катер ООН, и все начинается вновь. Если раньше проверяли наличие топлива и продовольствия, то сейчас ищут оружие. В Югославии без особых проблем топливо меняют на оружие. Оружие растекается оттуда по всей Европе, значит, контроль не безосновательный. Читать дальше...
 На предыдущую Вниз Вверх На следующую
 
 
 На Главную Страницу Написать нам письмо  
MAFIA's Top100

Rambler's Top100
Хостинг от uCoz