Вероятно, к числу новшеств, изменивших будущее
Черной Земли (и не только ее), можно отнести также приход неких племен, родственных
гиксосам по крови. Назывались они в ассирийских текстах — “хабиру”, или “хабири”.
Известен также другой вариант названия: “ибрим”, т. е. “с другой стороны”
— имеется в виду другая сторона реки Евфрат...
Имя воинственных номадов дожило до наших дней в хорошо знакомой всем форме:
евреи. Библейский патриарх Авраам был, видимо, вождем родов ибрим, пришедших
тогда в дельту Нила и осевших там на нижнеегипетской земле Гошен. Родство
с гиксосами шло евреям на пользу: они мирно пасли свои стада, множились, а
некоторые выходцы из хабиру даже достигали высоких постов в государстве. Библия
упоминает Иосифа, сына Иакова, который стал первым министром у гиксосского
фараона...
Так прошли столетия. Но вот были изгнаны хекасасут. И в череде царей Та-Кем
явился Рамзес Второй, воин и строитель, каких еще не бывало. Все в нем отличалось
нечеловеческими масштабами. Хроника рассказывает, как Рамзес в одиночку разметал
целые отряды новых врагов, хеттов. Вечно нехватало Рамзесу рабов и военнопленных
для строительных работ; однажды, недолго думая, евреев из Гошена погнал возводить
новые города. С тех пор не выходили они из египетского рабства. В древних
шахтах Синая, где добывали бирюзу, найдены надписи на языке семитской группы
— уж не порабощенные ли ибрим оставили их?..
Позднее, при фараоне Мернепта, восстали хабиру; вождем и пророком их стал
Моше — Моисей. Библейская сказка о том, как во младенчестве мать пустила его
в корзинке плыть по Нилу, как подобрала Моше дочь фараона, — сказка критики
не выдерживает, она просто списана с легендарной биографии ассирийского царя
Саргона. Более достоверны иные сведения. Моше повезло: он не ломал руду, а
окончил школу жрецов солнечного бога Ра в Гелиополисе, получил высокое посвящение
- и именно из Египта вынес идею невидимого единого Бога, творца Вселенной!
В священных текстах Египта можно встретить догматы не только ветхозаветной
веры, но и той, которая намного позднее была названа именем ессейского проповедника
Иешуа Машиаха (по-гречески — Иисуса Христа). Понятия первородного греха и
искупления, загробного суда, рая и ада, будущего воскресения всех усопших
во плоти... Весенний праздник, связанный с восстанием из мертвых бога Усира
(Осириса), стал прообразом христианской Пасхи.
Маленький Иисус с матерью и отчимом скрывался в Египте от царя Ирода — и вот,
образ Марии с младенцем-богом уверенно обрел черты многотысячелетнего канона
Та-Кем, образа Исет (Исиды), прячущей своего сына Хора от злого преследователя,
все того же Сетха... Египетская духовная программа, и Моисеем вынесенная из
жреческой школы, и всеми мыслящими ибрим воспринятая за 400 лет пребывания
на Ниле, преобразила мир. Иудаизм, вместе с его тайной частью, Каббалой, порожден
ею; взорвавшие тесноту иудейских догм, колоссальные движения христианства
и ислама также несут печать религии Та-Кем. Дыхание пирамид пронеслось от
Аравии до Норвегии, от Сибири до Аргентины... Но все же — самым сокровенным
святилищем веры в Единого, Неименуемого, главным средоточием Духа, штурмующего
небеса, долго оставался Египет....
Некогда эта ночь, с 30 апреля на 1 мая, была ночью весеннего праздника германцев-язычников.
По христианскому календарю, приходилась она накануне дня святой Вальпургии
— вот и стала Вальпургиевой ночью. Фанатики, именем Христа прикрывавшие свою
ненависть ко всему здоровому и веселому, верили, что в эту пору нечисть владеет
землей и ведьмы слетаются на шабаш. Европейское Средневековье объявило горы
— Брокен, Блоксберг и другие — местами демонских “слетов”...
Вопреки мрачному суеверию, в эту ночь 1999 года мы совершали восхождение на
гору, веря, что движемся к вечному свету и соответственно изменяемся внутренне.
Впрочем, гора была особенная: звалась она Джебель Муса (Гора Моисея), или
попросту Синай... Крутой тропою, грубыми каменными ступенями взбирались мы
к ее вершине, обремененные своими грехами, видеокамерой BSP и штативом к оной.
Богатых паломников несли бедуинские верблюды, храпя и боками чуть не сталкивая
в пропасть пеших восходителей, — боюсь, что наездникам было столь же трудно
проникнуться мистическим настроем этой ночи, как их ездовым животным пройти
в игольное ушко... Задыхаясь, все чаще делая привалы, проклиная обрывавшее
руки снаряжение, мы, тем не менее, спешили, поскольку традиция велела встретить
рассвет именно там, где пророку Израиля в огненной туче явился бог Яхве, и
заснять трогательную сцену чтения Библии на разных языках.
В розово-сиреневом мареве перед восходом одолели мы последний подъем — и увидели
перед собою церковь, сложенную на самой вершине из блоков, доставленных тем
же путем, которым мы едва дотащили собственные тела и не слишком тяжелую аппаратуру.
А вокруг на изрезанных причудливыми, словно рукою скульптора сделанными рельефами,
коричневых морщинистых пиках стояли другие церкви или часовни, подобия белой,
почти отрешенной от земного “гималайской твердыни” кисти Николая Рериха. И
к ним, ясно видимые в разгорающемся майском утре, вели по откосам зигзаги
древних троп. Этими козьими стежками несли монахи снизу, из долины, каждую
плиту и половицу, каждую икону и каждое звено ограды, каждый оконный переплет
и каждый гвоздь. Строили храмы на пороге неба, попутно очищаясь от всего эгоистичного,
низменного, пережигая в себе все слабости, все наследие хитрого, хищного и
похотливого примата, ставшего человеком на крутом пути к пику эволюционного
Синая...
