назад в прошлое
|
|
Тайна глиняных масок
|
И вот миновалися годы,
Столетия вслед протекли, Народы сменили народы, Лицо изменилось земли. Эти строки Алексея Константиновича Толстого, как
нельзя лучше, характеризуют уникальную историческую обстановку, сложившуюся
на юге нынешней территории Украины около пяти тысяч лет назад, в конце медного
века и в начале новой поры — эпохи бронзы.
Одна из главных примет того времени — то, что некоторые орудия труда и предметы вооружения, делавшиеся людьми энеолита — носителями трипольской культуры и их современниками — из относительно мягкой меди (см. «Вокруг света», 2001, №11), сменились более прочными и совершенными изделиями, отливавшимися из бронзы или других сплавов. На грани двух эпох причерноморские степи стали западной оконечностью громадного евразийского «коридора», протянувшегося от Маньчжурии до Дуная; полосы, в которой утвердились культурно-хозяйственные традиции кочевого скотоводства. Такая экономическая модель развивалась в среде многих народов индоевропейского и иного происхождения; народов, сменявших друг друга на степных просторах в течение тысячелетий. Важнейшую роль в развитии кочевого уклада сыграло приручение коня, состоявшееся, по мнению многих археологов, именно в Причерноморье, и как раз на рубеже медного и бронзового веков. Но с востока по тому же «коридору» пришли другие племена, владельцы огромных стад, жившие во время своего многовекового путешествия в кибитках, запряженных быками… Именно эти племена начали возводить над могилами умерших сородичей грунтовые аналоги египетских пирамид — знаменитые курганы, ставшие с тех пор непременным атрибутом степного ландшафта. «Едешь час-другой… Попадается на пути молчаливый страж-курган, или каменная баба, поставленная Бог весть кем и когда…» — писал Антон Чехов в повести «Степь». «Ему словно вторит Иван Бунин: …Кругом все степь да степь. Шумит трава дремотно и лениво. Немых могил сторожевая цепь Среди хлебов загадочно синеет. Зодчие первых степных курганов, очевидно, руководствовались достаточно сложными религиозными воззрениями, во многом напоминавшими древнеегипетские, — хотя великую страну на Ниле и Причерноморье разделяли тысячи километров, моря и горы… Впрочем, некоторые «мосты», соединявшие очаги древнейших цивилизаций Земли на Ближнем Востоке с их далекими северными аналогами, все же были. Но об этом — немного позже… |
|
В низовьях Днепра
|
Сейчас мы поговорим немного о времени древнейших
курганных памятников Великой Степи и о присущей этим памятникам символике.
Но, прежде всего, отметим, что начало бронзового века в масштабах Старого
Света — это время эпохальных достижений человечества!..
После 3000 г. до н.э. в Месопотамии, на библейских реках Евфрате и Тигре начался расцвет городов Шумера: возводились величественные храмы на пирамидах-зиккуратах, ступенями выраставших к небу, подобно легендарной Вавилонской башне; строились царские дворцы; появилась клиновидная письменность; создавались шедевры изобразительного искусства; наполнялись сокровищами гробницы правителей Ура. А в городе Уруке воцарился Гильгамеш — обожествленный герой древнейшей эпической поэмы на Земле. В ту пору на малоазийском побережье уже стояла Троя, намного позднее описанная Гомером, окруженная могучими стенами из циклопических камней, сложенными, согласно греческому мифу, самими богами Олимпа. В низовьях Днепра, что менее известно, тоже возникла своя «Троя» — древнейшая каменная крепость на территории Восточной Европы. Ее раскопали археологами близ села Михайловка в Херсонской области. Зодчими крепости были те же люди, которые насыпали в наших краях самые ранние курганы. Их культуру называют «ямной». Это название утвердилось потому, что своих соплеменников обитатели Михайловской крепости и родственные им племена погребали в прямоугольных могилах под курганными насыпями. Им же принадлежат и древнейшие каменные скульптуры — «бабы» или стелы, изображавшие неведомых нам богов и стоявшие когда-то на вершинах курганов, оберегая вечный сон усопших властелинов степей… В тот же период египетский царь Мина (Менес) объединил страну, основав новую столицу Меннофер или Мемфис. А около 2700 г. до н.э. по велению фараона Джосера великий зодчий Имхотеп возвел первую пирамиду — каменную гробницу для своего властелина, знаменитую ступенчатую рукотворную гору близ нынешней Саккары. Итак, эпоха «золотого века» Шумера, древнейшей Трои, начала минойской цивилизации Крита, объединения Египта и возникновения там культуры Древнего царства с ее пирамидами — это и эпоха начала бронзового века Восточной Европы, символом которой можно считать степные курганы. Ритмы развития разноэтничных, очень далеких друг от друга цивилизаций Старого Света совпали в период между 3000-2200 гг. до н.э. и породили ряд схожих явлений, одним из которых является символика пирамиды-кургана. Египетская пирамида считалась, помимо прочего, символом описанного в мифах земляного возвышения, поднявшегося над первичным хаосом, — холма из плодородного ила, на котором вырос лотос, родивший солнечного бога Ра, или холма, куда было снесено мировой птицей яйцо, скрывавшее солнце… Нетрудно увидеть в таком мифическом холме и прообраз кургана — кстати, сооружавшегося, как правило, из плодородного чернозема!.. Формы многих первоначальных насыпей, сооружавшихся над захоронениями кочевников бронзового века, с помощью разных досыпок делались ступенчатыми, подобными древнейшей египетской пирамиде. Скульптура-стела, устанавливаемая на вершине кургана, передавала образ бога-творца. Все это соответствовало характерному для эпохи бронзы представлению о погребальном обряде, как ритуале, обеспечивающем переселение душ умерших на небо. Индоевропейцы, возводившие первые курганы, имели, таким образом, погребальные обряды, близкие к египетским. Об этом прямо свидетельствуют как индийская, так и греческая религиозные традиции. |
|
Курганы бронзового века
|
|
Тайна глиняных масок
|
назад в прошлое
|
|