|
|
|
|
|
|
Под этими откровениями
отца литературы ужасов, Говарда Ф. Лавкрафта,
могли бы подписаться чуть ли не все мистики,
отдавшие дань египетской теме с того момента,
как она стала входить в моду на Западе, т. е.
с начала прошлого века. Ученые, вместе с солдатами
генерала Бонапарта прошедшие смертоносную пустыню
и райские оазисы Нильской долины, принесли первую
связную весть о безымянных руинах среди песков,
звероголовых идолах и надписях на таинственном
языке. Позднее ключ к этим надписям дал счастливец
Шампольон (занятно, что Российская академия
наук приняла его в свое лоно на три года раньше,
чем Французская) — и зазвучали знаки-картинки,
слагаясь в придворные хроники, и любовные стихи,
и молитвы, и сухие сметы на употребление рабами
лука и чеснока. Начал слагаться реальный облик
страны, некогда подобно змее с зеленой чешуею
посевов тянувшейся меж двух пустынь, вдоль извивов
благодатного Хапи. Но мрачно-восторженным тайноведам
было ближе иное; они отметали подлинные сведения
о Черной Земле — Та-Кем, уча, что главное, мистически-жуткое,
надо читать между столбцами иероглифов. Рядом
с менее известной научной, сложилась и восторжествовала
любезная полузнайкам, яркая мифическая картина.
Египет-де — родина самого изощренного колдовства,
опасной магии; обитель звездочетов и алхимиков,
водивших дружбу с бесами; культура настолько
старая, что у истоков ее, должно быть, стояли
чудовищные расы потусторонних существ. Кто из
писателей, даже талантливейших, не отдал дань
этому кладбищенски - романтическому поветрию?
У Анатоля Франса видим оживающего сфинкса и
демоницу - музыкантшу с фрески в гробнице, соблазняющую
христианского подвижника. Конан-Дойл живописует
студента - египтолога, сумевшего оживить мумию,
дабы с ее помощью мстить своим недругам... Но,
правду сказать, и для строгой науки есть немало
загадочного в невероятном, на фоне общей дикости
неолита, взлете одинокой Та-Кем. Как это началось?..
Около 12 тысяч лет назад грянула некая всеземная
катастрофа — удар астероида или, по другой гипотезе,
резкий крен земной оси, вызванный накоплением
масс полярного льда. Человечеству сей катаклизм
памятен, как Всемирный Потоп... Резко меняется
облик Северной Африки. Гибнут тропические леса,
доселе покрывавшие Ливийскую пустыню; зато на
месте длинной цепи лагун и озер возникает могучая
река Нил. Вдоль нее оседает загадочный смуглый,
большеглазый народ, сразу попавший “между двух
огней”: с востока и с запада наступают безжизненные
пески и скалы, а родная река регулярно разливается,
превращая всю свою плодородную долину в илистое
болото. Однако, народ не вымирает и не откочевывает;
он избирает гениальную тактику сплошной ирригации.
Вся годная к посеву земля покрывается сетью
больших и малых каналов. Пустыня приостановлена,
смягчены последствия паводков.
В Европе дальние предки эллинов, римлян и славян
еще бьют в дремучих чащах дубиной пещерного
медведя, — а над великим Хапи уже иное... На
среднем его течении возникает малопостижимая
культура Бадари, в дельте зарождается цивилизация
Меримда. Близок час рождения двух царств, которые
затем соединит под одной бело-красной короной
носящий милое прозвище “дробителя голов” первый
фараон Нармер, он же Менес... Какие же племена,
какие крови смешались тогда у нильских вод?
Странные светлокожие люди пришли туда, быть
может, из глубин Африки; разбили свои шатры
праевропейцы, перешедшие по Средиземноморскому
перешейку до того, как смыл его Потоп. А еще,
доселе полагают некоторые ученые, поселились
в благодатной долине уцелевшие потомки жителей
таинственной, уничтоженной Потопом страны, той
самой Атлантиды, чьей колонией, вероятно, был
древнейший Египет. Мать знаменитого царя Хуфу,
по-гречески Хеопса, строителя величайшей из
пирамид, царица Хетепсерес, была, согласно портрету,
найденному в ее гробнице, блондинкой со светлыми
глазами; необычную удлиненную форму имеют черепа
ранних фараонов... Как бы то ни было, исчезли
загадочные “роме”, народ Та-Кем, каплей растворились
в потоках великих нашествий и переселений. Но
до сих пор встретишь порою то красавца - полисмена
в Каире, копию фараона Рамзеса Второго, то стюардессу
внутренней авиалинии, похожую скорее на принцессу
с древних росписей, чем на арабскую девушку...
|