На Главную Страницу Написать нам письмо Rambler's Top100
 
 На предыдущую Вниз На следующую
Моделирование лица
 
 
Археолог, кандидат исторических наук Виталий Отрощенко и найденный им череп с «маской»  
Археолог, кандидат исторических наук Виталий Отрощенко и найденный им череп с «маской»  
Мало того. В катакомбных курганах найдены изделия ремесленников Египта и Месопотамии, — связи были тесные! Эти люди клали в могилы и статуэтки скарабеев, и подвески в виде цветков лотоса, излюбленные населением долины Нила, и месопотамские серебряные бляхи; и каменные, богато украшенные топоры, аналогичные троянским, и посуду, подобную ближневосточной или ранней средиземноморской… Похожи формы оружия древней Анатолии и Причерноморья. Литейщики древней Трои и катакомбники пользовались одинаковыми формочками, схожими приемами ремесла…

Воины-катакомбники применяли колесницы, имевшие точно такую же систему крепления колес, как в шумерских городах. Точно такие «экипажи» изображены на знаменитом шедевре изобразительного искусства, так называемом штандарте из Ура.

Повозка-колесница на Ближнем Востоке и среди индоевропейских народов — атрибут высшей знати. Появление в Северном Причерноморье высокоразвитого населения из Анатолии, а может быть, и из более юго-восточных областей, в частности, из Месопотамии и Палестины, как считает современный ученый Сергей Пустовалов, — привело к становлению среди местных народов сложной сословно-кастовой системы построения общества.

Среди высшей катакомбной знати, обитавшей в Приазовье и на Правобережье, практиковался типично ближневосточный обычай посмертного моделирования лица покойников по черепам. Он практиковался лишь по отношению к лидерам, выдающимся членам общества, — то есть, к жрецам, одновременно являвшимся и вождями. Голова умершего отделялась от туловища.
Мозг удалялся через отверстие, пробитое в затылочной кости таким же образом, как в древнеегипетской практике бальзамирования. Потом на черепе вылепливалось маска из специальной массы — смеси глины с охрой, древесным углем и другими веществами.

Иногда облик покойного моделировался целиком, а иногда частично, например, в виде «глаза» и «носа» из глины, долепленного подбородка и т.п. Древнейший обряд подобного рода известен в самом раннем городе мира, Иерихоне (Палестина). Он зафиксирован при раскопках еще одного невероятно старого города, Чатал Гуюка в Анатолии (Турция). При раскопках чатал-гуюкского святилища были обнаружены изображения безголовых мертвецов. Там же найдены и настоящие моделированные черепа.
 На предыдущую Вниз Вверх На следующую
Особая каста
 

 
   
 
   
Это не просто топорик, а знак вождя  
Это не просто топорик, а знак вождя  
Круглые изображения... Груди Богини-Матери?  
Круглые изображения... Груди Богини-Матери?  
В этих бороздах можно увидеть карту...  
В этих бороздах можно увидеть карту...  
При погребениях катакомбной знати практиковалось и бальзамирование, присущее, как известно, древнеегипетской традиции и другим восточным народам. Иногда «моделированию» подвергался не один череп, а все тело умершего, предварительно освобожденное от мягких тканей. С помощью красной краски — охры — катакомбные служители культа практиковали типично египетский обряд «открытия» уст и глаз умерших (красный цвет — символ воскресения, жизни). Таким образом, согласно ближневосточным поверьям статуя (мумия) умершего становилась способной воспринимать окружающий мир…

Вероятно, в бассейне реки Молочной находился один из главных политических центров катакомбной общности. Здесь не только концентрируются погребения с глиняными масками, но и раскопано настоящее святилище, весьма подобное по форме ступенчатому месопотамскому зиккурату («Вавилонской башне»). При его сооружении были использованы сотни тонн гранита и перемещено около 30 тысяч кубометров грунта…

Безусловно, люди, принесшие сюда издалека столь экзотические и сложные ритуалы, были частью мира ближневосточной цивилизации. Кочевое скотоводство, а также земледелие, которыми занимались разные группы катакомбного населения, не исключали наличия центров «протогородского» типа. Ими были крепости, исследованные в бассейне Дона и Днепра.

При раскопках погребальных памятников катакомбной культуры зафиксировано наличие примитивной пиктографической (рисуночной) письменности. Знаки на глиняных сосудах, а также нанесенные красной краской на кожаных листках, вырезанные на стенках и днищах самих катакомб, на каменных скульптурах-стелах, однозначно соответствуют древнейшим системам пиктографии и даже более позднего, знакового письма Ближнего Востока.

Показательно, что в то же время, как катакомбные древности появляются в пределах современной Украины, кочевники с очень похожими религиозными и бытовыми традициями приходят на территорию Палестины. Вероятно, у тех и других была одна родина — Анатолия и Северная Месопотамия. Маршруты миграций на север пролегали как через Кавказ, так и через Балканы.

Катакомбное общество, более чем полтысячелетия, существовавшее в Причерноморье, было жестко организованным и структурированным по принципу кастовой системы. На вершине социальной иерархии стояли вожди, являвшиеся одновременно и военачальниками, и жрецами. Существовала и каста профессиональных воинов. Им принадлежат погребения с оружием. Привилегированное войско состояло из колесничих. Воины низших рангов были копьеносцами, секироносцами, лучниками и пращниками.

Престижные военные должности занимали выходцы из пришлого населения, «аристократы» катакомбного общества*; армейскую массу образовывали покоренные племена ямной культуры. Они продолжали жить рядом с пришельцами-катакомбниками, воспринимая от тех некоторые культурные и религиозные традиции. Образно выражаясь, складывается картина «катакомбного ига» на наших землях, неизмеримо более раннего, чем аварское или монголо-татарское, но также знаменовавшего господство пришлого кочевого народа над местным, оседлым…

Особую касту, по-видимому, составляли знатоки литейного дела. В катакомбном обществе они изготовляли не только оружие и орудия труда. Известны также находки своеобразных слитков — эталонов мер и весов, довольно точно соответствующих по форме и весу таким же слиткам, обнаруженным на прародине катакомбников. Таким образом, совокупность религиозных верований, знаковая система, архитектура жилищ, социальная структура, организация войска, весовая система и материальная культура катакомбного населения позволили проследить его путь с далекого юго-востока.

Причины, вызвавшие миграцию создателей катакомбной культуры из южной Анатолии и, возможно, из смежных с ней сиро-палестинского и месопотамского регионов, — эти причины различны. Начиная с середины III тыс. до н.э., на Ближнем Востоке наблюдается, с одной стороны, интенсивное развитие центров городской цивилизации, а с другой — значительное ухудшение климатических условий, спровоцировавшее кризис скотоводческого хозяйства.
Демографический рост приводит к «давлению» одних народов на другие, в результате чего многие группы вынуждены искать счастья далеко от родины. В регионе вспыхивают истребительные войны. Многие города гибнут в огне пожаров.

Из исторических источников известно, что накануне эпохи возникновения катакомбной культуры формируется мощная ближневосточная «мировая держава» — империя царя Саргона Аккадского (ок.2350 г. до н.э.), завоевателя Шумера, совершавшего также походы в Анатолию, Палестину и угрожавшего Египту. Около 2200 г. до н.э. в Месопотамии и близких к ней землях начинают свирепствовать племена кутиев, которых называли «драконами гор». Очевидно, в этой беспокойной обстановке вожди малоазийских и месопотамских кочевников семитического и другого происхождения, подобно библейскому пророку Моисею, повели своих соплеменников на поиски новых «обетованных» земель, на отдаленный север.
 На предыдущую Вниз Вверх На следующую
Плач о гибели...
 

 
   
 
   
...или схему устройства Вселенной  
...или схему устройства Вселенной  
Захоронение — катакомба  
Захоронение — катакомба  
Сначала катакомбные могильники (еще бескурганные) появляются на Кавказе (куро-араксская культура), а потом и в Причерноморье. Похоже, что переселение было связано с завоеванием и установлением довольно жесткого деспотичного правления катакомбных царей-жрецов над потомками ямного и другого местного населения. Различные этнические группы катакомбников занимали разные географические регионы, а господствующая группировка — своеобразные предшественники царских скифов (считавших, согласно Геродоту, прочих скифов своими рабами) — обосновалась на лучших пастбищах и землях вблизи Днепра, на азово-черноморском побережье.

Прошло несколько веков, и на исходе первой четверти II тыс. до н.э., в результате неведомых нам причин, катакомбная культура исчезла. Правда, есть версия ее катастрофической гибели. Стены крепостей этого народа, раскопанных археологами, однажды были засыпаны градом кремневых стрел. Есть основания считать, что имело место восстание покоренного населения против господствующей касты, возможно, поддержанное новой волной переселенцев с востока, заложивших в наших степях основы культур позднего бронзового века.

Видимо, и начало катакомбной поры, связанное с завоеванием краев на юге Восточной Европы, и ее конец можно сравнить с образом из шумерского «Плача о гибели Ура»:

Люди… изрублены топорами,
шлемы с голов потеряли;
как газель, пораженная копьем,
лежат, зарывшись устами в пыль...
Люди, убитые дубинами,
лежат с непокрытой головой.
Где недавно их жены рожали детей,
Там теперь они валяются в собственной крови…
Молодежь связали и забрали
в неволю…

Впрочем, в кровавой человеческой истории многие эпохи могут быть описаны именно так.


*Некоторые археологи, например, С.И.Круц, полагают, что знать катакомбников была разноэтничной и принадлежность к высшим слоям общества не была связана с происхождением. (Прим. ред.)
 На предыдущую Вниз Вверх На следующую
 
 
 На Главную Страницу Написать нам письмо  
MAFIA's Top100

Rambler's Top100
Хостинг от uCoz