по морям и океанам
|
|
Черноморский плинер Андре Лабана
|
Ему перевалило на восьмой десяток, — но внешне
знаменитый акванавт мало изменился с 70-х годов. Бритоголовый, подтянутый,
он похож на командира какой-нибудь сверхсекретной подводной лодки. Был в команде
Кусто, обучал моряков управлять «Ныряющим блюдцем» — крошечной субмариной,
предназначенной для помощи подводникам в глубине океана, для подъема затонувших
торпед и другого боезапаса... Под водой уже лет сорок пять. Мужественный человек,
настоящий профессионал — Андре Лабан!
В Киев его пригласили коллеги из научно-производственного предприятия «Катран» для участия в международном фестивале «Серебряная акула». Большинству из нас месье Лабан известен по знаменитой киноэпопее «Подводная одиссея Кусто», как фотограф, кинооператор и ближайший соратник Капитана. Правда, в силу каких-то причин, Кусто писал о Лабане меньше, чем о Делуаре, Фалько, своем сыне Филиппе и других членах команды. Но в наиболее трудных, рискованных и ответственных случаях, чаще всего, поручал руководство операциями именно Андре... Андре родился в 1928 году. Кстати, по его словам, корни Лабана в Украине, его предки родом из Львова. Женат в третий раз. Двое детей у него от первых браков, а двое — от третьей жены. «Но я их люблю всех одинаково, без всяких различий, как и всех моих внуков! — категорически заявляет Андре... По образованию он — инженер-химик. Но Лабана всегда влекло море, и судьба свела его с Жаком Ивом Кусто! В 1955 году Кусто назначил 27-летнего Андре начальником одного из управлений Французского центра подводных исследований в Марселе, где и была начата разработка «Ныряющего блюдца», успешно завершенная четыре года спустя. 1964 год: Кусто командирует 36-летнего Андре в США для оказания помощи в создании глубоководных обитаемых самоходных аппаратов по программе «Дипстар». К этому времени Андре Лабан стал техническим директором Центра подводных исследований и непревзойденным специалистом в области подводных работ. |
|
Подводная живопись...
|
|
После множества попыток пришел опыт
|
Кто-то сравнил Андре с Айвазовским. Но величайший
маринист большинство своих шедевров писал по памяти. Он часами вглядывался
в игру света на волнах штормового моря или в зеркальную штилевую гладь, а
потом, в мастерской, воспроизводил все это на полотне. Лабан передает настроение
«царства Нептуна» только с натуры, буквально на одном дыхании, или, как принято
говорить теперь, «в реальном масштабе времени»...
— После успеха в Ялте мы снова вернулись в Севастополь, и я опять отправился в дельфинарий, — рассказывает Андре. — Тренеры подобрали мне дельфина-натурщика, но характер у него оказался капризный. Сначала дельфин категорически отказывался позировать мне, метался по вольеру; однако, по мере того, как я наносил на холст фон, он стал проявлять интерес к моим действиям: подплывал, смотрел сверху, снова отплывал на некоторое расстояние и застывал передо мной. Словом, «позировал»... В конце концов, мы нашли с дельфином общий язык, и наше «соглашение» материализовалось в моей второй черноморской подводной картине... Андре — не только художник, но и самоотверженный фотограф. В далеком 1967 году Кусто «охотился» за китами. Подойти к любому киту для калипсян уже не составляло труда, но снять кита на пленку долго не удавалось. Все попытки заканчивались безрезультатно. Лабан пишет о тех днях: «Мчишься за китом, прыгаешь в воду, ждешь секунду-другую, пока успокоится вода после прыжка; сориентируешься, нажмешь на спуск... а когда просмотришь готовую пленку, в лучшем случае увидишь хвост кита. Да и его можно снять только при очень большом терпении». После множества попыток пришел опыт. Несколько раз Андре удалось снять голову кашалота в упор. Ему даже показалось, что кит оробел от такой неожиданности. Позже, осмелев, Андре подплыл к финвалу так близко, что увидел смотревший на него огромный глаз с расстояния одного метра! Говоря о тех днях, Кусто подчеркивает непоколебимость привычек Андре Лабана: «Пора увлечения длинными усами у калипсян минула. Теперь мы отращиваем бороды и волосы... Только Лабан упорно ходит без волос на голове и лице: он каждый день бреет голову. По вечерам продолжает играть на виолончели Вивальди, Генделя, Баха или рисует подводные пейзажи и коллекционирует всякие морские диковинки...» Исполняя во многих экспедициях Кусто обязанности фотографа и кинооператора, Андре испытал сотни типов фото- и кинопленок, сам изготавливал подводные боксы для различных камер, специальные осветительные приборы. Результаты работы были представлены на суд теле- и кинозрителей всего мира — и вот уже десятки лет пользуются неизменным успехом... Когда Лабан готовился к отлету из Киева, чувство скорого расставания с ним, легендарным разведчиком гидрокосмоса, заставило меня задать ему вопрос, на который почему-то не решались катрановцы: «Господин Андре! Вы еще приедете в Украину?». «Если даст Бог, то приеду. Ведь мы предполагаем, а Он располагает!» — ответил неутомимый субмаринист... * Плинэр — живопись на природе (фр.) * Мариной в живописи называется морской пейзаж (прим. ред.) |
|
Черноморский плинер Андре Лабана
|
по морям и океанам
|
|