культурное наследие
|
|
Я всех вас спасу...
|
В трехтысячном великом тысячном мире нет места
величиной даже с горчичное зерно, где бы он (Будда, прим. автора), будучи
бодхисаттвой, не приносил бы в жертву свое тело и жизнь ради живых существ.
Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы,
гл. XIII — «Увещевание держаться твердо». Проповеди Будды, запечатленные в Лотосовой Сутре, во многом функционально сходны с Благой Вестью Христа. Александр Игнатович
переводчик «Сутры о Цветке Лотоса» Родина человека, о котором упоминают обе приведенные
цитаты, — а в том, что такой человек действительно жил, сейчас сходится
большинство исследователей, — Северная Индия. Был он сыном Шуддходаны,
раджи небольшого государства Шакьев, и молодые годы провел в роскошном
дворце посреди столицы, города Капилавасту.
Рождение принца произошло при странных обстоятельствах. Сначала его будущая мать, рани Майя, увидела во сне, как в бок ей вошел белый слон. Да и появился сын не так, как обычные дети: выйдя из бока матери, он сразу встал на ножки и издал львиноголосый крик, потрясший все миры! Правда, потом все вернулось в норму. Принц Сиддхартха Гаутама подрастал так, как положено принцу: в веселье, пирах и развлечениях. В надлежащее время отец женил его на красавице Яшодхаре; наследник готовился рано или поздно занять трон раджи… Но однажды, когда Сиддхартха катался по своему царству на великолепной колеснице, с друзьями, музыкантами и танцовщицами, ему предстали многозначительные образы: калека в кровоточащих язвах, покойник на руках близких, бессильный старец и отрешенный аскет-садху. С того дня принц все чаще стал задумываться о смысле жизни, о том, почему она полна бед и мучений — и, дождавшись рождения сына Рахулы, навсегда оставил дом. В бедной одежде, с одной лишь чашей для подаяний, он отправился странствовать. Было тогда Сиддхартхе (что значит — «выполнивший назначение») 29 лет. |
|
Первая проповедь...
|
Нищета, одинокое блуждание по лесам, ночевки в
пещерах — все это не принесло принцу ответов на мучавшие его вопросы. И лишь
через шесть лет, после долгой медитации под фиговым деревом на берегу реки,
Сиддхартха обрел состояние бодхи, что значит — просветление. Ему открылись
четыре благородные истины:
— существовать — значит, страдать; — причины страданий — желания, которые лишь возрастают при их удовлетворении; — прекратить страдания можно лишь одним путем — отказавшись от желаний; — этот отказ возможен лишь для тех, кто пройдет «благородный восьмеричный путь», т. е., будет иметь правильные взгляды и правильные мысли, произносить правильные слова, совершать правильные деяния, вести правильный образ жизни, делать правильные усилия, предаваться правильным размышлениям и погружаться в правильные медитации. Владыка мира желаний, могущественный демон Мара, сообразив, какой урон его царству может нанести святой мудрец, открывший подобные истины, долго пытался погубить Сиддхартху, то насылая на него дожди и бури, то соблазняя своими прекрасными дочерьми. Все было тщетно. Принц четыре недели ходил вокруг своего дерева, борясь со страхами и сомнениями. И — победил. Ведь он уже был не человеком в обычном смысле слова, а высшим праведным существом, достигшим предела одухотворенности — Буддой (Просветленным)… Первую свою проповедь Будда произнес в Оленьем парке близ города Варанаси, перед пятью учениками и двумя любопытными оленями. После этого бродил по Индии и рассказывал людям о «благородных истинах», пока не понял, достигнув восьмидесяти лет, что земной путь для него оканчивается. Тогда Будда лег под деревом пипалой «в позе льва» и сказал ученикам: «Все созданное обречено на разрушение! Стремитесь к спасению». Затем он оставил тело, первым из людей достигнув поразительного состояния, именуемого нирваной. Нирвана («угасание, исчезновение») — это и есть главная цель восьмеричного пути, полное освобождение от всех страданий и проблем, причем не только тех, что несет жизнь в данном рождении, но и от самого «колеса перевоплощений», способного, как известно, воткнуть нашу вечную сущность и в тело зверя, и в ствол дерева… Различные направления буддизма (которых, кстати, намного больше, чем в христианстве) по-разному трактуют это освобождение: одни в прямом смысле, как переход в полное небытие; другие, и прежде всего школа махаяны, видят в нирване абсолютное блаженство, замену маленького, эгоистичного человеческого «я» безграничным, всепроникающим «Я» Вселенной… |
|
В одиночку не спасаются!
|
|
Я всех вас спасу...
|