На Главную Страницу Написать нам письмо Rambler's Top100
 
 На предыдущую Вниз Вверх На следующую
 
 
 
   
 
   
Персей, убивающий Медузу. Метопа храма «С» в Селинунте, около 535 г. до. н. э.  
Персей, убивающий Медузу.
Метопа храма «С» в Селинунте, около 535 г. до. н. э.
 

В античных развалинах Турции подчас больше древнегреческого, чем в самой Греции. Увитые можжевельником и барбарисом, древние камни ютятся у подножия скал, как напоминание о другой жизни, которая кипела здесь за века до нашей эры.

О многих из этих городов мы еще ничего не знаем; сюда не ступала нога археолога, и, возможно, исследователей ждут открытия, которые перевернут античную историю Малой Азии. По этой земле, омываемой четырьмя морями, открытой всем ветрам, прошли хетты и ассирийцы, греки и римляне, византийцы и татаро-монголы, арабы и турки-сельджуки.
Смуглые и бледнокожие, голубоглазые и темноокие, высокие и низкорослые, — все они перемешались, слились в этническом котле под названием «Турция»...


Олимпус, город в устье реки Текчай, — часть древней Ликии. Здесь найдены саркофаги второго века нашей эры и надписи, говорящие о том, что в городе долго жил император Адриан. Римский цезарь не выбрал бы себе плохое место: удобный порт со входом в устье реки скрывал суда от бурь, с гор шла прохлада, здесь можно было спокойно обдумывать планы дальнейших походов и мечтать о покорении Индии. Сохранились развалины храма Аполлона, возведенного по приказу Адриана. Никто до сих пор их не раскапывал...

 На предыдущую Вниз Вверх На следующую
Говорящие камни  

 
   
 
   
Медуза-Гаргона. Центральная часть скульптурной композиции западного фронтона храма Артемиды на о. Керкира, около 590 г. до. н. э.  
Медуза-Гаргона. Центральная часть скульптурной композиции западного фронтона храма Артемиды на о. Керкира, около 590 г. до. н. э.  
Не так далеко, в той же маленькой Ликии, стоит другой город — древний Ксантос. Две с половиной тысячи лет тут не ступала нога реставратора. Статуя гарпии создана в пятом веке до нашей эры. Ее украли англичане в 1842 году и, как многое другое, вывезли в Британский музей. Не менее древен и амфитеатр на пять тысяч мест...

В 545 году до н. э. город штурмовали персы, и жители убили всех своих детей, чтобы те не достались врагу. Через семьдесят пять лет — новая осада и поджог. В 42 году до н. э. Ксантос захватывают римляне, и снова жители не сдаются живыми. Но теперь уже эти места надолго становятся римскими. В 1950 году здесь немного покопались французы, и — все. Сколько же загадок хранит здешняя земля?..

Древний театр Талмессос был найден случайно прямо посреди большого турецкого города Кайякента. Он вмещал шесть тысяч зрителей. Здесь шли постановки античных авторов и происходили бои гладиаторов с дикими животными, львами и медведями; в те времена звери водились по соседству. В седьмом веке театр был разрушен арабами; случайно найден и раскопан уже в 90-х годах XX века.

В незапамятные времена возник возле здешних минеральных источников огромный Гиераполис. Никто не знает, когда здесь появились первые постройки. В 17 году нашей эры, в правление Тиберия, сильнейшее землетрясение буквально смело город с лица земли. Много десятилетий он лежал в развалинах, а потом начал отстраиваться вновь. Его население достигло ста тысяч человек. По площади Гиераполис в то время превосходил Рим! Здесь было орошаемое земледелие, выращивали длиннорунных овец. Из промытой в минеральных водах шерсти пряли великолепные ковры. Мрамор и обработанные самоцветы развозили отсюда во все стороны света...

В конце девятнадцатого века археологи начали понемногу раскапывать древние развалины. Уже в наши дни преуспели итальянцы. Они извлекли на свет божий по порядку все три исторических слоя: сначала языческий, потом римский и за ним — раннехристианский.
Развалины Гиераполиса окружены легендами — часто обоснованными. Посетителям не рекомендуется близко подходить к пещере Плутониум, находящейся рядом с храмом Аполлона. По преданию, живший здесь подземный бог Плутон выпускал из пещеры ядовитый дым. Жрецы якобы использовали этот дым в малых дозах для излечения больных. Оказывается, в пещере и впрямь присутствует отравляющий газ. Сегодня он тоже иногда вырывается наружу и даже убивает неосторожных птичек, оказавшихся рядом...
 На предыдущую Вниз Вверх На следующую
Путь к Химере  

 

   
 

   
Сфинкс из Аттики. Мрамор  
Сфинкс из Аттики. Мрамор. Начало VI в. до. н. э.  
Мы на склоне большой прибрежной горы, где, согласно мифу, живет загадочная и страшная Химера. Бесконечная тропа вьется между гранатовых деревьев, петляет у каменных глыб, все выше и выше уводя нас в горы, теряясь среди зарослей можжевельника. Вот оно, это каменистое плато; этот едкий запах серы, исходящий прямо из-под земли. Тихо и жарко в Ликии, — так было и тысячу, и три тысячи лет назад, когда на склонах этой горы жили люди и разворачивались драматические события, послужившие основой легенды о Химере.

Гомер сообщает, что Химера — огнедышащее чудовище, «спереди выглядит, как лев, имеет тело козы и хвост змеи». Гесиод добавляет, что Химера извергает огонь и описывает ее, как существо ужасное, огромное, быстроногое и сильное. У нее три головы: одна львиная, другая козья, а третья голова — кровожадного дракона.
Шли века, и слово «химера» стало ассоциироваться с целым рядом фантастических существ, «собранных» из частей тела различных животных и человека. Ну, а сегодня химерой часто называют нереальную мечту или безумную идею...

Матерью ее была Ехидна — наполовину девушка, наполовину ужасная огромная змея; отцом — Тифон, чудовище величиной с гору. У Химеры были не менее достойные братья: хранитель подземного царства, трехглавый пес Цербер и двухголовый пес Орт, охранявший стада великана Гериона. Химера — одно из древнейших мифических чудовищ, постоянно боровшихся с богами-олимпийцами за власть во вселенной.

Уже в древности некоторые ученые, стоявшие на трезвых позициях, пытались связать ее происхождение с ликийским вулканом Янар. Сервий, комментатор Вергилия, пишет, что из жерла вулкана вырывалось пламя, у его вершины жили львы, на склонах паслись козы, а у подножия гнездились змеи: все это вместе, мол, сложилось в образ монстра... Ну, а Плутарх полагал, что источником возникновения мифа о Химере послужили пиратские корабли, украшенные изображениями змеи, льва и козы.
Старик Мехмед, живущий прямо под горой Янар, выращивающий гранаты и хурму для продажи туристам, вспоминает рассказ о битве Химеры с Беллерофонтом, красивым и смелым юношей, которого царь Ликии Иобат отправил на бой с чудовищем.

Верхом на волшебном коне Пегасе Беллерофонт летит в Ликию и с безопасного для себя расстояния поражает Химеру стрелами. Но чудище так просто не убьешь. И тогда юноша бросает копье со свинцовым наконечником прямо в пасть Химеры. Вырывающийся из ее глотки огонь расплавляет свинец, тот сжигает внутренности Химеры, и чудовище гибнет... Отныне его место — в подземном царстве. Время от времени Химера напоминает о себе языками пламени. Их-то и наблюдают усталые путники, поднимающиеся к вершине... Ну а что говорят сегодняшние ученые об этом загадочном существе, родившемся на стыке мифа и зоологии?

В греческой мифологии было немало чудовищных женских существ: Сфинкс, Медуза, Гидра, Ехидна... Возможно, эти сущности выражали отрицательные, опасные черты Великой Богини древнейших времен матриархата. Три части Химеры могли также служить символами времен года: лев — весны, коза — лета, змея — осени и зимы. Одним из главных ритуалов в матриархальных религиях было жертвоприношение Великой Богине. Возможно, позднее в память об этом обряде и возник миф о Химере — пожирательнице человеческой плоти. Матриархату в Греции во II тысячелетии до нашей эры бросила вызов новая, патриархальная эллинская религия. Борьба между ними и победа патриархата отражены в мифах, где герои-мужчины побеждают чудовищ-женщин ...
Наконец, с точки зрения современной психологии, Химера олицетворяет темную, подсознательную сторону человеческого существа, с которым сражается светлое, разумное «Я».

... Я медленно брел вниз, к морю, между развалин древних святилищ, выросших вокруг места гибели Химеры, — возле вечного вулканического огня, исходящего, кажется, из самой преисподней, — и думал еще об одной версии, наверное, на первый взгляд самой фантастической. А что, если и химера, и грифон, и василиск, и кентавр, и мантикора, и сатир, и русалка, — вовсе не выдуманные, не литературные существа, а настоящие животные, когда-то существовавшие на планете? Что, если цивилизация, предшествовавшая нашей (а в ее существовании все чаще убеждаются сегодня исследователи), создавала их методами генной инженерии?.. Катаклизмы стерли працивилизацию, — но ведь отдельные экземпляры ее ужасных, неизвестно для чего созданных творений могли и уцелеть... Не может быть, чтобы такой экзотический зоопарк возник просто так в возбужденных умах древних людей. Они явно встречали и знали невероятных тварей!..
... Тропа уводила меня вниз, к полям и садам древней ликийской земли, а я все еще чувствовал легкий запах серы и слышал за спиной шелест крыльев Пегаса, уносящего доблестного Беллерофонта навстречу новым приключениям.

Голова химеры. Фрагмент центральной части скульптурной композиции западного фронтона храма Артемиды на о. Керкира, около 590 г. до. н. э. Мифические существа на монетах древней Греции
Мифические существа на монетах древней Греции.
Южная Турция, древняя Ликия
 На предыдущую Вниз Вверх На следующую
 
 
 На Главную Страницу Написать нам письмо  
MAFIA's Top100

Rambler's Top100

Украинская баннерная сеть
Хостинг от uCoz