Где же люди? Ветер закручивает пыльные смерчи на
пустых улицах. Вороны, собаки, куры... Никого. Пустыня. Первый человек, встреченный
нами — на облупившемся пьедестале (правда, недавно побеленном), насупив брови,
с трещиной на лбу, твердо сжав губы, — серебряный Ленин; глядит куда-то вбок
и вниз. Как странно, еще и получаса жизни не прошло здесь, а уже душа становится
такой же пустынной, как остров... Слепые глазницы окон полуразрушенных строений,
давно забывших свое предназначение, ржавая вывеска «Кафе», опять развалины,
пыль, ветер... И вдруг упоительно-белым, сияющим светом на фоне грозового
серо-синего неба вспыхнул храм — церковь Святых Равноапостольных Константина
и Елены. XVI — XVIII века. Остров ожил.
И люди, оказывается, есть. С грехом пополам находим дом мэра Свияжска Евгения
Васильевича Игнатьева. На долгие стуки выходит невысокий мужчина с рыже-седой
бородой и усами, как у казака. А и впрямь родословная его от ссыльных казаков.
Да, это действительно он, мэр этого Богом забытого города. Домик у него такой
же, как у всех, единственное отличие — желтые сосновые бревна около ворот.
Говорит быстро, уверенно. — Что же это, Евгений Васильевич? Такое запустение
вокруг...
— Да, гибнет остров, но сейчас немного лучше, чем три года назад, когда я
стал мэром, хотя и рано еще говорить, что процесс вымирания остановлен. Если
не помогут нам в ближайшее время, через несколько лет здесь никого не останется.
И в течение почти часа, как бы боясь, что его не дослушают,
быстро-быстро вываливает мне в душу многолетнюю боль и
свою, и острова. То, чем ему сейчас приходится заниматься,
даже нельзя назвать профессиональной деятельностью мэра,
это какая-то мешанина из текущих вопросов и проталкивания
той стратегии, которая была обозначена еще в 94-96-м годах.
«Я называю этот безумный процесс «возрождением». Все это
перемешивается с политической борьбой и местными неурядицами.
Остров для Татарстана — неизвестно, что такое. Высшие
эшелоны, во главе с президентом Шаймиевым, конечно, относятся
нормально, но весь средний слой татарстанского истеблишмента
по-прежнему воспринимает Свияжск как памятник порабощения
татарского народа. Это ясно из того, что документы по
Свияжску, которые должны были быть приняты еще несколько
лет назад и которые без проволочек принимаются по другим
памятникам, до сих пор не приняты. Я отвечаю за свои слова»...