культурное наследие
|
|
Золотая симфония пекторали
|
|
Владыки степной скифии
|
Но минуло два тысячелетия, и в наших степях появился
народ, чье имя сохранилось на страницах истории. То были таинственные киммерийцы,
успевшие стяжать грозную славу набегами на страны Ближнего Востока. Некоторое
время они владели гигантским степным «коридором» между Центральной Азией и
Восточной Европой, — но оказались слабее новых завоевателей. Киммерийцев потеснили
племена, называвшие себя сколотами. Впрочем, в историю они вошли под именем,
которое дали воинственным кочевникам их соседи, причерноморские греки. Под
именем скифов.
Владыкам степной Скифии принадлежат крупнейшие из курганов, подлинные степные пирамиды, скрывающие под своими куполами гробницы самых могущественных царей Причерноморья. Гробницы, наполненные золотом не менее щедро, чем погребальные камеры египетских фараонов… «Отец истории» Геродот, посетивший Скифское царство в пору его расцвета, в V веке до н. э., очевидно, был свидетелем мрачного и пышного ритуала погребения усопших властителей. Цари уходили в мир иной со свитой из умерщвленных на могиле жен, слуг, коней. С ними хоронили оружие, драгоценности, посуду и массу бытовых предметов, которые должны были служить хозяевам в загробье. Вопреки сомнениям многих ученых прошлого, эпохальные археологические открытия ХІХ-ХХ веков доказали, что греческий историк ничего не выдумал и не преувеличил. Уже первые раскопки царского кургана Куль-Оба близ Керчи в 1830 г. подарили миру шедевры ювелирного искусства — работы греческих ювелиров, выполненные по заказам скифских царей: великолепную вазу со сценами кочевого быта, серьги с головой богини Афины и много иных сокровищ… Были потом другие клады… Но, пожалуй, величайшая находка подобного рода произошла ровно тридцать лет назад — летом 1971 года. Та, которую так и не переплюнул прошлый, двадцатый век. Та, что обессмертила имя археолога и поэта Бориса Мозолевского. Відгуло, відпалало нестерпно, Тільки золото сонцем сія… Сизим свистом над синім степом Славить вітер скіфське ім’я.Звездный час пришел к ученому внезапно. Мозолевский не имел тогда ни степеней, ни званий; был внештатным сотрудником Института археологии АН УССР. Он добровольно согласился возглавить раскопки кургана Толстая Могила — по мнению коллег, бесперспективного. Громадный холм высился на территории горнорудного комбината в Днепропетровской области, изрядно мешая хозяевам комбината, — они и настояли на раскопках… Мела февральская поземка, когда Борис взялся за дело. Он был романтиком и верил в чудеса… |
|
Бешеный поединок с курганом
|
Позднее Мозолевский писал: «Передо мной стояла
гора, которая двадцать три столетия немо берегла свои тайны; гора, под которой
лежали древние владыки… Начался тяжкий и неравный поединок с вечностью. Две
недели подряд я поднимался в 5.30 и по 16 часов ежедневно, без отдыха и выходных,
всматривался в землю…»
Рядом с именем великого археолога стоит вспомнить имя доброго гения экспедиции, директора комбината, Григория Середы. Он дал бульдозеры и другие мощные машины. Раскопки подвигались быстро. Но люди выдерживали с трудом: задубевшие от мороза, полуоглохшие от рева машин, «мертвые падали в кровать, чтобы завтра снова продолжить этот бешеный поединок с курганом». Первой значительной находкой стали прекрасные украшения повозки и погребальной конской упряжи: бронзовые ажурные навершия, звоночки-колокольчики, около двухсот узорных блях… «Наверху» поняли, что Толстая Могила стоит усилий. Сформировали полноценную экспедицию, и с конца апреля работы развернулись по-настоящему. Под восьмиметровой насыпью копателей ждали богатейшие, не потревоженные ни древними, ни нынешними грабителями погребения скифской царицы и мальчика, вероятно, ее сына, лежавшего в алебастровом саркофаге. В полном соответствии с описанием Геродота, одежда покойников была осыпана драгоценностями. Царица лежала в платье, целиком расшитом золотыми пластинками с орнаментами и изображениями животных. Ее шею обнимал массивный обруч-гривна из того же благородного металла, с мастерски выполненными фигурками львов. Высокая шапка также была покрыта золотыми пластинами… Сказка! Главная камера, место погребения самого царя, увы, оказалась разграбленной. Но при входе в нее археологи, уже завершая свой дневной труд, нашли тайник, не замеченный грабителями. Предоставим слово Мозолевскому: «Я расчищал густой глиняный наплыв, покрывавший пол, и почувствовал, как что-то царапнуло палец. Сердце отчаянно екнуло. Осторожно отвернув глину, я увидел, как блеснуло золото, и каким-то неведомым чувством понял, что это именно оно…» 21 июня 1971 года, в 14 часов 30 минут, близ г. Орджоникидзе Днепропетровской области, Борисом Мозолевским была найдена золотая пектораль — нагрудное украшение скифского царя IV века до н. э. — весом в 1150 граммов, 30, 6 см в диаметре, выполненная из золота 958 пробы. Необычайное творение греческого мастера (по заказу скифов и на скифский мифологический сюжет) сразу возглавило список ювелирных шедевров, обнаруженных за полтора века исследований курганов Украины, Кубани и других регионов скифской культуры. Ничего подобного никогда не было найдено! Пектораль состоит из четырех изящно завитых полых трубок, они составляют каркас изделия. На концах — крошечные литые головки львов. Львы держат в пастях кольца для шнурка, с помощью которого царь вешал украшение на шею. Трехъярусное строение пекторали, надо полагать, отражает представление скифов о Вселенной. Внизу — борьба коней с фантастическими грифонами, дикие звери: возможно, это образ мира стихий, дикой природы, мира, чьи корни уходят в подземное царство, во владения мертвых… Средний ярус заполнен большими, украшенными голубой эмалью цветками, изображениями ветвей и птиц. Он может символизировать древо жизни, атрибут скифской богини-матери Табити. Верхний, основной ярус занят невероятно выразительными, «документальными» сценами жизни кочевья. Два полуобнаженных бородача, отложив колчаны с луками, шьют одежду из бараньей шкуры; рядом молодой скиф доит овцу, ходят лошади и коровы, взлетают птицы… Есть мнение, что это не просто бытовые зарисовки, а образ высшего мира, где празднуют торжественный новогодний обряд. И не простые скифы возятся с овчиной, а два легендарных царя в «раю» шьют магическое одеяние из золотого руна... |
|
Золотая симфония пекторали
|