И вот уже старенький «Икарус», привычно труся
по ухабам, везет нас в Лубны к Мгарскому монастырю, не так давно возрожденному
и еще не успевшему окончательно залатать старые раны, нанесенные временем.
Автобус арендован самыми настоящими паломниками. Как только они предложили
мне присоединиться, я, не раздумывая ни минуты, согласился отправиться
с ними в поездку по святым местам. Дорога поворачивает влево, и мы видим
высокую колокольню Мгарского мужского монастыря. Автобус поднимается на
небольшой холм, паломники выходят, у входа в храм неспешно крестятся и
идут в Спасо-Преображенский собор. Собор был построен во второй половине
XVII века по проекту помощи Мартина Томашевского. Большинство украинских
православных обителей были основаны именно в это время, став путеводными
звездочками для последующих паломников. Тарас Шевченко, в повести «Близнецы»
писал: «...дочери лютого Еремии Вишневецкого снился сон, что она в раю
и ее оттуда вывели ангелы, говоря, что если она своим коштом выстроит
храм Божий близ города Лубен, то поселится уже на веки вечные в раю».
И храм был действительно выстроен на ее средства. А Вишневецкие в то время
были богаты и владели огромными территориями. «Вишневетчина» включала
53 города, местечка и села, среди которых выделялись Лубны, Ромны, Глинск,
Пирятин, Полтава и другие. Парадоксом оказалось то, что православный монастырь
был выстроен на деньги дочери ревностного католика — Раины Вишневецкой.
К нашему удивлению, обнаружилось, что в таком, казалось бы, не очень посещаемом
месте были погребены останки Цареградского патриарха Афанасия III.
В 1653 году он впервые посетил это монастырь по пути в Москву. А до этого
его прошлое связано с подвижничеством в монастырях Синая и Афона, паломничеством
в Палестину, проповедничеством в Молдавии, патриаршеством в Константинополе.
Он встречался и с царем Алексеем Михайловичем, и с Богданом Хмельницким,
и даже участвовал в Переяславской Раде. В 1654 году он серьезно заболел
и высказал последнюю волю быть погребенным в Мгарском монастыре. Константинопольских
патриархов, стоящих в иерархии православных церквей на первом месте (Московский
патриархат занимает лишь почетное пятое место, вслед за Константинопольским,
Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским), всегда хоронили в сидячем
положении. Так поступили и на этот раз. Патриарх был похоронен в храме,
под амвоном, в каменном склепе, где он покоился, сидя в деревянном кресле.
Спустя много лет, митрополит Газский Паисий, посетив монастырь, попросил
показать ему гробницу. Когда ее открыли, то обнаружили хорошо сохранившиеся
мощи патриарха. Все остальное — и одежда и кресло — сгнило... Через некоторое
время он был канонизирован и на поклон к нему потекли в монастырь тысячи
людей с надеждой и верой. Вскоре монастырь стал широко известен по всему
православному свету. В 1736 году сильный пожар уничтожил большинство сооружений,
но монастырь был восстановлен. Императрица Елизавета пожертвовала монастырю
2000 рублей, сумму огромную по тем временам. Это дало возможность отстроить
главный храм и главный корпус келий. Не обошли вниманием монастырь и украинские
гетманы и другие российские монархи: 8 охранных универсалов выдано монастырю
Богданом Хмельницким, 3 — от Петра Дорошенко, 10 — от Ивана Самойловича,
11 — от Ивана Скоропадского, 3 жалованные грамоты — от Алексея Михайловича,
3 — от Иоанна и Петра Алекссеевичей, 1 — от Елизаветы Петровны. Основная
часть архива монастыря, к сожалению, не сохранилась.
После революции 1917 года из монастыря было конфисковано
немало ценностей: один только гроб «Афанасия Сидящего»
весил до 10 пудов чистого серебра. Мощи же святого монахи
переложили в деревянный гроб и позднее перевезли в Харьков,
где они находятся и поныне. Следует сказать, что история
монастыря изучена недостаточно, да и архив его таинственно
пропал в годы второй мировой войны. последний раз его
видели в лесной избушке, на чердаке, сразу после войны.
Хорошо смотрится монастырь с любой близлежащей точки,
будь то река Мгара, от имени которой и пошло название
Мгарский, или же со стороны скита. В ските, за работай,
мы повстречали инока Иону. Узнав, что его фотографируют
для журнала «Вокруг света», он сменил монашеское одеяние.
К слову сказать, монахи редко фотографируются для мирских
журналов, да и то — только с благословения настоятелей.
Сейчас монастырь понемногу отстраивается и реставрируется.
Тянутся к нему не только люди, но и птицы. Не так давно
прибился молодой степной орел и сказочной красоты ворон.
Так и живут бок о бок. И звучат в монастыре молитвы и
песни, и наполняется он жизнью, и братия, конечно верит,
что в возрожденный собор будут возвращены мощи Святителя
Афанасия, Патриарха Цареградского, Лубенского Чудотворца...