Мост Шахристан, возведенный из квадратиков тонкого
кирпича ещё до арабского завоевания страны, поражает своей непостижимой прочностью.
Вцепившись древним основанием в галечное дно, вот уже много веков эта хрупкая
с виду дуга противостоит мощному напору воды… Впрочем, пожалуй, самый оригинальный
мост, который я видел в жизни — это трехэтажный, построенный шахом Аббасом.
Если наводнение затопляло первый этаж, горожане проходили вторым, а когда
вода поднималась еще выше, то исфаганцы перебирались через реку по третьему
этажу.
Третий мост — самый длинный в городе и состоит из множества арок. Его так
и называют: «33 арки».
Это признанное место встреч. Влюбленные назначают здесь свидания, а седобородые
старцы в чалмах сходятся для бесед — сидят, скрестив ноги, и посасывают кальян.
Под всеми арками устроены крошечные кафе, чайные, кальянные, где люди отдыхают,
мирно беседуя о своем житье-бытье, подчас касаясь и более высоких материй.
Из плошек с углями над водой плывет сизый дым; слышно бормотание правоверных
молящихся на своих ковриках. Пять раз на дню оживают динамики под арками и
звучат призывы муэдзина на молитву.
Здесь-то, за столиком, мы и познакомились с нашим героем. Как и все, он попивал
чай, любуясь зелеными берегами, где уже зацветали фруктовые деревья — среднего
роста человек с усами и бородкой на бледном тонком лице. Узнав, что мы журналисты
и интересуемся традиционными ремеслами и искусством, представился:
— Оховат, Пур Расул. Я пишу миниатюры, моя мастерская недалеко от Золотого
базара...
Нам уже не в новинку были приглашения исфаганских мастеров:
побывали и в ковровой мастерской, и у чеканщиков. Поэтому
охотно приняли приглашение Оховата. Но вначале он повел
нас во дворец, который местные жители называют «Чехель
сотун» — «40 колонн». Приезжих это название ставит в тупик,
так как у дворца-павильона не сорок, а всего двадцать
колонн...