Закрытые светильники с резервуаром для масла
находим в Греции, в 7 веке до н. э. Став предметом массового спроса, они
изготавливались в специализированных мастерских. Мастера имели свой «фирменный
знак» и пользовались заслуженной славой, как, к примеру, кузнецы или гончары.
На улицах городов и на дорогах освещение появилось в республиканском Риме.
Римляне делили ночь на шесть отрезков, один из которых назывался «прима
факс», что означает «первый факел». Этот отрезок ночи следовал сразу же
за заходом солнца. В это время зажигались первые уличные факелы.
Их было не так уж много, и поэтому на плохо освещенных улицах одновременно
загорались тусклые движущиеся огоньки, похожие на мерцание светлячков.
Это перед носилками богатых горожан шли слуги, освещая дорогу.
Всю ночь небольшие светильники горели в окнах куртизанок, приманивая повес,
как огонь манит мотылька. По указам, изданным в республиканские времена,
обязательному освещению подлежали улицы и другие места, пользовавшиеся
дурной славой, к примеру, аркады Колизея...
Начиная с I века нашей эры, в Риме появляется новая профессия — факельщик,
или лантернарий. Любой гражданин мог нанять его провожатым для освещения
дороги. Более бедные римляне носили с собой маленькие светильники, подвешенные
к поясу. Описывая эти фонарики, Плиний сообщает, что изготовлялись они
из медной проволоки, которую обтягивали рыбьим пузырем или обкладывали
тонкими роговыми пластинками.
И тот, и другой материалы были достаточно прозрачны. Нередко использовалась
также пропитанная ткань.
Многие города на Востоке не хотели отставать от столицы мира — и заводили
у себя освещение. Так, римский писатель Аммиан Марцелин писал, что город
Антиохия освещается огромным количеством ламп, чьи отблески соперничают
с дневным светом.
Тем не менее, римские дороги, фрагменты которых сохранились до наших дней
в Европе, Азии и Африке, не освещались по всей длине. Лишь кое-где в небольших
каменных арках горели светильники, указывая перекресток дорог и их наименования.
Подобные арочные сооружения возводили на перекрестках и в более поздние
века, вплоть до наших дней. Внутри таких арок, помимо фонарей, иногда
устанавливали скульптуры Христа, Девы Марии, апостолов — так сказать,
светочи духовные...