Второй корабль еще больших
размеров: длина 73 метра, ширина 24,5 метра имел классическую
торговую форму, известную со времен Древнего Египта. Модели
на озере Неми имели по нескольку палуб, были богато украшены
мрамором, мозаикой, бронзовыми балюстрадами. Их днища
оббиты свинцом, который не соприкасался с древесиной.
Между ним и корпусом находился слой смолы и просмоленная
шерсть.
К сожалению реставрированные во времена Бенито Муссолини,
мечтавшего возродить Римскую империю, корабли и сам музей
на озере Неми были уничтожены авиацией союзников в 1944
году. Сегодня в восстановленных помещениях музея установлены
14-метровые модели, также одни из самых больших моделей
в мире. Модели построенные с моделей!
Слабость к полномасштабным моделям испытывали не только
Калигула и Муссолини. Другой император, но уже французский
— Наполеон III, приказал воссоздать греческую боевую триеру,
которая по его команде была спущена на воду в марте 1861
года. Корабль оказался немореходным, его три ряда весел,
из-за ошибки в конструкции, одновременно работать не могли.
Император, раздосадованный результатом, приказал корабль
затопить. Многие цари, короли и императоры были увлечены
коллекционированием моделей, а затем и созданием целых
музеев. Такими были нидерландский принц Генрих , в музее
которого находится старейшая модель испанского судна 1450
года, английская королева Елизавета I, по приказу которой
музеефицировалась «Золотая Лань» сэра Френсиса Дрейка,
а также изготавливались модели судов для английских музеев.
Страсть к моделизму не обошла и Россию. Моделями судов
интересовался Петр I, от которого интерес перешел к следующим
царедворцам, оставившим нам в наследство удивительные
модели судов, хранящиеся в морском музее Санкт- Петербурга.
Смена формаций и приход христианства практически ничего
не изменили в культовом использовании моделей судов. Как
и в древности, модели судов играют важную роль в культуре
религиозных обрядов. Интерьеры многих соборов мира украшают
модели, выполненные моряками в дальних плаваниях и подаренные
храмам в знак благодарности за благополучное возвращение.
Навряд ли возможно обнаружить хотя бы одну религию, которая
бы отказалась от покровительства морякам. Гильгамеш, Мелькарт,
Посейдон, Нептун, Святой Николай.
К ним обращали свои мольбы мореходы, им они преподносили
дары в виде моделей судов. Как языческие храмы в прошлом,
так и крестьянские сегодня представляют собой неисчерпаемые
источники по истории кораблестроения.
Сам западноевропейский храм по своей архитектуре представляет
собой перевернутое судно. Его продольные части носят названия
неф, что еще не так давно по-русски означало — судно.
Кадила — сосуды для сжигания ладана, начиная с ХI века
изготавливают в форме ладьи.
Если до времен Великих географических открытий можно спорить
что было первым — сам корабль или его модель, то в связи
с развитием науки и техники получает развитие черчение
и математические методы расчетов конструкций и элементов
кораблей.
Совершенствуются модели кораблей, их начинают изготавливать
до начала строительства самого судна, по чертежам и расчетам,
со всеми подробностями и деталировкой.
