— А вы посмотрите в бассейн, — смеются исфаганцы,
— и увидите недостающие колонны...
Дворец возведен ещё в XVII веке. Внутри него, прежде всего, поражают красочные
росписи. Мой взгляд сразу же привлекло большое панно, на котором всадники
азартно играли в мяч.
— На фреске изображена игра в поло, традиционный сюжет для персидской живописи,
— пояснил Оховат, — Особенно эта игра стала популярна при шахе Аббасе, когда
на каждый матч собирались тысячи болельщиков... А игра происходила на Майдан-Шах,
Шахской площади!..
Площадь, где мы уже бывали, поражает своей огромностью: вытянутая на полкилометра,
она смотрится, как большой цветник с бассейном и фонтанами. Возникнув тысячи
лет назад в центре города, в нынешнем виде площадь существует с конца XVI
— начала XVII столетия, когда все тот же шах Аббас застроил центр великолепными
мечетями. Трудно оторвать глаза от кремового купола мечети шейха Лотфоллы,
а тающий в небе голубой купол Шахской мечети считается самым большим в Иране:
высота его 54 метра. В эту мечеть может вместиться до 20 тысяч молящихся,
и каждый из них слышит молитву имама — такая в ней совершенная акустика.
Оховат сообщил: Шахская площадь, она же Картина мира, она же — теперь — Имамская
площадь (не только мы любим переименовывать...), предназначалась для народных
праздников, массовых зрелищ и, прежде всего, для игры в поло. Об этом свидетельствуют
врытые в южной и северной частях площади каменные столбы. Здесь, под балдахинами,
восседал шах со своей семьей и приближенными, наблюдая состязания всадников,
гоняющих мяч, а в заключение игры вручал сильнейшему золотой кубок.
Но игра в поло, которую запечатлели многочисленные картины, была не единственным
увлечением шаха Аббаса. В зале павильона «Чехель сотун» Оховат подвел нас
к широкому панно во всю стену, где перед монархом и его иностранными гостями,
сидящими за столом, уставленным яствами, танцуют полуобнаженные девушки. На
другой картине изображена битва с индийцами: в гуще схватки — воины на слонах.
Рассказывая о картинах, художник одновременно знакомит нас с историей персидской
миниатюры.
— Можно сказать, что зарождение миниатюры, в том числе и как книжной иллюстрации,
произошло в Багдаде. В XV и XVI веках центрами живописи стали Герат и Тебриз,
где сложился свой стиль персидской миниатюры. Кстати, вы уже видели старинные
рукописи в бывшей шахской библиотеке в Тегеране? — обратился к нам художник.
Я ответил, что видели.
Вспомнил, как, пройдя по мощеным дорожкам двора под кронами могучих платанов,
мы попали в хранилище, где под стеклом лежали редчайшие рукописи. Вот прижизненный
сборник стихов Саади, в котором каждая страница арабской вязи заключена в
золотой орнамент. Вот перед нами раскрывается сафьяновая обложка рукописи
поэта Джами «Пять сокровищ», где несколько сотен страниц переписаны рукой
каллиграфа...
— А вы обратили внимание на иллюстрации к стихотворениям Джами? — спрашивает
Оховат.
— Да, конечно, миниатюры прекрасно сохранились. — Это работы Бехзада, основавшего
знаменитую гератскую школу. Искусство художников этой школы оказало сильное
влияние на другие течения в персидской миниатюре... От них, гератцев — более
реальное изображение человеческих фигур. Чище стал колорит, появился новый
прием наложения красок: на лица краски кладутся плотнее, а затем полируются,
приобретая гладкость и блеск. Рисунок становится более уверенным и тонким,
легким прикосновением кисти отмечаются черты лица...
Оховат прерывает фразу и подводит нас к небольшой картине, где изображена
охота на оленей.
— Извините, я могу часами рассказывать о развитии миниатюры, и останется мало
времени на родную мне исфаганскую школу живописи. В конце XVI века, когда
при азербайджанской династии Сефевидов столица Ирана переносится в Исфаган,
здесь начинается расцвет архитектуры, строятся дворцы, мечети, развиваются
живопись и книжная миниатюра. Не могу не вспомнить моего духовного наставника,
которому я стараюсь подражать в своей работе — великого Реза Аббаси!
Сведений о нем, к сожалению, мало: год рождения неизвестен,
около 1610 года он поступает на службу ко двору шаха Аббаса
I (тогда и получает прозвище Аббаси). Жил всё время в
Исфагане, где и создал новую школу живописи. Умер в 1635
году. В Тегеране есть музей, посвященный его творчеству,
а картины Аббаси рассеяны по музеям всего мира. Есть они
в Киеве, в Санкт- Петербурге...