На высокой, поросшей
лесом горе, при устье реки Полтавки у берегов красавицы
Ворсклы стоит Полтавский Крестовоздвиженский монастырь.
Отсюда открывается живописный вид на город, расположенный
на противоположной горе, с города же сам монастырь раскрывается
во всей своей красе. Основан монастырь был в 1650 году
полтавским полковником Мартыном Пушкарем и Иваном Искрой,
а также с помощью других полтавских жителей в честь победы
в этих местах над польской шляхтой. Много видел монастырь
на своем веку и хорошего и плохого. В 1695 году пришли
сюда из Крыма татары вместе с самозванным гетманом Петриком
Иваненко. Монастырь был захвачен и опустошен, татары же,
захватив немалую добычу, бросили горе-гетмана на произвол
судьбы. В 1709 году сюда пришли шведы и, затащив на каменную
церковь пушки, стали обстреливать город. Не было вокруг
города ни мощных каменных стен, какие приходилось брать
шведам и в Польше и в Саксонии, ни глубоких рвов.
Стены представляли собою земляные валы, на которые в некоторых
местах можно было просто взбежать. Думая быстро захватить
город, шведский король и представить себе не мог, что
его стратегические планы разобьются не столько о крепостные
валы, сколько о пеприступный «вал» сплоченных воинов-защитников
и простых жителей Полтавы. Так уж случилось, что знаменитая
Полтавская битва затмила подвиг защитников крепости, как
бы отодвинула их подвиги на второй план. Под началом коменданта
крепости Алексея Степановича Келина находилось около 4000
солдат, 2600 казаков и 29 орудий с незначительным количеством
боеприпасов. Шведы попытались захватить крепость, как
говорится — с ходу, однако все их первые попытки провалились.
4 апреля Карл решил бросить на штурм крупные силы, но
как только шведы подошли к крепости на расстояние ружейного
выстрела, ворота распахнулись и навстречу им устремились
два отряда со штыками наперевес и отбросили шведов. На
следующий день, Карл XII лично руководил штурмом. В присутствии
короля шведы бросились к валам. Их встретили дружным залпом
и тут же ударили в штыки.
На этот раз шведы потеряли 400 человек и снова отступили.
Начался методический обстрел города из монастыря. Уж больно
удачное было место. Весь апрель штурмы продолжались, но
результата не было. Тогда король стал готовить длительную,
основательную осаду. Полковник Келин, комендант крепости,
обладая воинским талантом, твердо знал, что оборона только
тогда действенна, когда она активна. Вскоре отряд защитников
крепости ворвался во вражеские траншеи и напал на свежие
силы, готовящиеся к атаке. Шведы бежали, оставив шанцевый
инструмент, боеприпасы и десятки пленных. «Завязнув» под
Полтавой, Карл решил пойти на хитрость и устроил подкоп
под городской вал, в который по его приказу заложили несколько
бочонков с порохом. Каково же было удивление шведов, когда,
приготовившись к штурму, они не дождались взрыва! Дело
в том, что полтавчане изъяли порох из встречного подкопа!
Неистовый Карл ругался и недоумевал — огромное шведское
войско почти два месяца безрезультатно топталось у заштатной
земляной крепости.
По приказу короля провели новый подкоп, подтянули трехтысячный
отряд, заложили почти все имеющиеся запасы пороха, подожгли
фитиль, но взрыва опять не последовало. Порох опять перекочевал
в Полтаву. Кстати, этот факт окажет в последующем огромное
значение на ход Полтавской битвы, т. к. шведы в сражении
27 июня смогли использовать всего лишь 4 орудия против
72 имеющихся в армии Петра. 21 июня штурм был длительным
и мощным. Волна за волной накатывались на обескровленную
крепость шведы, в городе горели дома, началась рукопашная
схватка. Даже дети включились в это жестокое побоище,
те же у кого не было оружия, поливали наступавших кипятком.
Штурм и на этот раз был отбит. Но передышка была слишком
короткой. Уже ночью 22 июня (это — зловещая дата начала
нескольких последующих войн против славянских стран) Карл
бросил на крепость свежие силы и бой продолжался всю ночь,
освещаемый огнем пожарищ. И на этот раз защитники выстояли,
несмотря на то, что врагу дважды удалось взобраться на
вал. К утру активных защитников оставалось всего лишь
несколько сотен, но уже через несколько часов раздались
новые выстрелы и начался новый штурм. Карл не щадил ни
своих солдат ни своих офицеров, он упорно пытался во что
бы то ни стало взять упрямый город. По всем возможным
и невозможным законам, город должен был пасть, т. к. любой
человеческой стойкости есть предел, однако и на это раз
крепость выстояла, потеряв за два дня более тысячи человек.
Враг потерял вдвое больше и отошел, готовясь к новому
штурму.
Один из защитников не выдержал напряжения, предложил сложить
оружие, но возмущение оставшихся было настолько велико,
что его просто забросали камнями. Уже не было в крепости
ни солдат, ни казаков, ни детей, ни горожан, ни русских,
ни украинцев — был народ, усталый, но гордый, давший клятву
стоять до конца. И они выстояли, выдержав десятки штурмов
и потеряв почти три тысячи человек одними убитыми. Враг
потерял вдвое больше и... отошел, так и не добившись своей
цели. Отошел, чтобы обрушить всю свою мощь на подошедшую
армию Петра. Перед решающей битвой наши войска были благословлены
Святой иконой Казанской божьей матери, которая и поныне
находится в Троицкой церкви монастыря... 28 июня остатки
гарнизона выстроились у главных ворот крепости. Полтава
встречала Петра. Выслушав рапорт Келина, царь обнял его,
расцеловал и приказал произвести полковника сразу в генерал-майоры,
минуя звание бригадира. Затем Петр поблагодарил весь гарнизон,
а также отважных жителей города. И поныне стоят и в самой
Полтаве, и у стен города памятники Славы, памятники героическому
прошлому наших предков. Если когда-нибудь восстановят
традицию присваивать звание героя городам, и не только
за ратные подвиги в Великой Отечественной, а и за более
древние, не менее великие страдания и победы, то Полтава,
думается, достойна получить это звание одной из первых!
После изгнания шведов монастырь был достроен сыном предательски
казненного В. Л. Кочубея — полтавским полковником Василием
Кочубеем. Семикупольный собор интересен тем, что не имеет
ни главного, ни второстепенного фасада и одинаково красиво
смотрится со всех сторон. Немного уменьшенной копией знаменитой
Печерской Лаврской колокольни является четырехъярусная
колокольня полтавского монастыря с элементами традиционного
украинского барокко, белыми ярусами уходящая вверх, которая
была построена в конце XVIII века. Когда-то с ее вершины
звон огромного шеститонного колокола разносился не только
над Полтавой, но и над далеко лежащими селами. И сейчас
в монастыре слышится перезвон праздничных колоколов, но
по будням монахини используют простой, изготовленный из
обыкновенного кислородного баллона цилиндр. Ночевать наша
группа паломников остановилась прямо на территории монастыря.
Некоторые спали на церковном полу, некоторые — в отдельной
комнате, приспособленной под келью и гостеприимно освобожденной
монахинями для усталых путников. После скромной, но необычайно
вкусной вечерней трапезы, меню которой включало и соленые
огурчики с собственного огорода, и овощную икру, и сладкий
узвар, наш сон был глубоким и безмятежным. Во сне нам
слышался колокольный звон...
А утром мы отправились на поле полтавской битвы, к Сампсоньевскому
храму, возведенному в 1810 году на средства тайного советника
Й. С. Судиенко, служившего в свое время в почтовом ведомстве
екатерининского правительства. Церковь удалась на славу
— византийский стиль, традиционно крестообразная и с пятью
куполами. Напротив нее расположена братская могила русских
воинов, простой земляной холм с каменным крестом. Могила
носит имя «шведской». По старинному народному обычаю,
такие места называют по имени побежденной армии. Многие
утверждают, что в канун прошедших побед и предстоящих
праздников на шероховатой поверхности креста проступает
лик защитника-воина. Название же церкви связано с тем,
что Полтавская битва произошла 27 июня в день Святого
Сампсония Странноприимца. Службу в ней проводили монахи
Крестовоздвиженского монастыря. Они же и смотрели за храмом.
В 1923 году монастырь был закрыт, возродился он в 1991-м,
но уже как женская обитель. Сейчас в ней всего 22 монахини
во главе с настоятельницей игуменией Галиной. Многое рассказала
она нам за время нашего пребывания в монастыре, многое
показала. Во время строительных работ иногда обнаруживали
полузаваленный подземный ход, иногда таинственный проем.
Тайны монастыря еще ждут своих исследователей. Странные
дощатые иконы увидели мы в Троицкой церкви — фигуры святых,
но с отпиленными головами. Эти иконы были найдены в одном
из сельсоветов, а использовались они — как обыкновенные
половые доски... Видимо их нужно было укоротить, и у местного
плотника не дрогнула рука отпились головы святым... Многие
годы по ним ходили, на них митинговали, несведущая уборщица
старательно мыла их тряпкой. Потом их случайно обнаружили
и вернули церкви. Так и висят они в храме — не один раз
мученики — вместе со «Скорбящей» иконой Божьей Матери...