Культурное наследие
|
|
Откуда пришли древнейшие трипольцы...
|
Теперь, имея тягловую силу — быков, запряженных
в повозки, люди могли преодолевать большие расстояния в поисках лучших мест.
Им нужны были тучные почвы для мотыжного земледелия, пастбища для скота.
В поисках своей «обетованной земли», эти племена не останавливались перед тем, чтобы преодолевать горные хребты и форсировать большие реки. Они медленно, но верно покоряли обширные пространства Восточноевропейской равнины, богатые черноземными степями и плодородными поймами рек. Предки трипольцев не слишком углублялись в леса, — там еще жили племена неолита… Будущие «градостроители» пришли на земли нынешней Украины из-за реки Прут, из-за Карпатских гор. Их родина — Нижнее Подунавье, территория современной Румынии. Там культуру, во всем аналогичную трипольской, называют Кукутени; она возникла несколько раньше, чем самое древнее «Триполье», или «Триполье А». Кукутенцы еще не знали коней. Их повозки, волокуши и сани передвигались только с помощью «бычьих сил». Древнейшие трипольцы поначалу заселили только край между Карпатами и Южным Бугом, вероятно, поглотив и растворив в себе местное население так называемой буго-днестровской культуры, еще вполне неолитической. Раннетрипольские поселки, такие, как Лука-Врублевецкая на Днестре, Гайворон и Сабатиновка на Южном Буге, еще небольшие. Их площадь не превышает одного — полутора гектаров. Дома одноэтажные, с глиняными стенами и двускатными крышами, углубленные в землю или построенные на ее поверхности. Однако, уже тогда строились круговые «улицы». Зачем? Из религиозных, культовых соображений? Для защиты от возможных врагов? Для неизвестных нам социальных или хозяйственных нужд? Пока это остается тайной… Мотыжная «агротехника» была достаточно примитивной. Участки земли быстро истощались, а население росло быстрее, чем в эпоху странствий. Трипольцы были вынуждены расселяться, — уходить в поисках новых угодий, к верховьям Днестра и на Поднепровье. Наступало иное время, известное археологам, как «Триполье В». В условиях растущего многолюдья, наряду с малыми поселками стали возникать и более крупные, от четырех до десяти гектаров (Поселение у села Владимировки занимало 60 га!). |
|
«Трипольцы»
|
Дома строились все еще одноэтажные, но уже более
просторные, многокомнатные, для больших семей. Круглая планировка селений
стала общепринятой. Очевидно, в пору переселений трипольцам начали угрожать
опасные враги: некоторые из их новых «городов» окружены валами и рвами.
«Трипольцы В» уже лепили и обжигали красивую расписную посуду; на ней были орнаменты из желобков, заполненных органическими красками. Но эта керамика еще далеко не достигала совершенства более поздней. До расцвета культуры, как и до сооружения «мегаполисов», оставалась почти тысяча лет… Быть может, еще «трипольцы А» знали не только каменные серпы и мотыги, но и примитивную соху — рало. У «трипольцев В» находим и сохи, и мастерские гончаров со специальными, достаточно прогрессивными двухъярусными горнами для обжига посуды. Вероятно, они уже обрабатывали медь способом холодной или горячей ковки. Но подлинная металлургия — литейные мастерские — появилась лишь на этапе трипольского «Возрождения», в эпоху «Триполья CI» (начало третьего тысячелетия до н. э). Например, у села Карбуны в Молдавии был найден великолепный клад той поры, в котором насчитывалось 444 медных предмета! «Высокое Триполье» использовало уже и сплавы меди с серебром… Но, прежде чем остановиться на трипольской «классике», коснемся темы, общей для всех этапов этой культуры, — земледельческого религиозного культа. Очевидно, вся жизнь трипольцев проходила в строгих и сложных ритуалах. Каждый дом был храмом, где стояли алтари со статуэтками толстобедрых богинь, прародительниц Великой Матери Богов античного мира. Надо полагать, что и маленькие глиняные животные служили не детскими игрушками, а идолами. Особенно много лепили изображений быков и коров. Быки есть и на рисунках, украшающих сосуды, рядом с символами земли и небесных светил. Сильное, выносливое животное решительно изменило быт трипольцев, поразило воображение и оттого «попало в боги» — вспомним более поздние аналогии, египетского священного быка Аписа, бычий культ на Крите!.. Стилизованные формы некоторых посудин напоминают женский торс (даже четырехгрудый!), а спиральные узоры на боках горшков истолкованы учеными, как образы змеев или драконов, связанных со стихией воды, с дождями и ручьями, столь важными для хлебороба… |
|
Загадка «городского Триполья» — отсутствие кладбищ
|
|
3000 лет до нашей эры мегаполисы на
днепре
|