Помимо технологии, большое значение имеет качество
сырья и красок. Особый кобальт фабрика, например, закупает в Заире. Состав
массы, из которой готовят изделия, такой же, как у самого древнего китайского
фарфора, названного «белое золото»: половина каолина, четверть полевого шпата
и четверть — кварца. Каолин и шпат привозят из Швеции.
— Практически все сырье привозное. Но оно замешивается на датской воде, —
заметила Бенте и добавила не то в шутку, не то всерьез: — И это очень важно!..
В середине XIX века законодателями фарфоровой моды были Севр во Франции, с
принятой там золотой росписью по глазури, и английские фарфоровые фабрики,
повторявшие подглазурную «восточную» синюю роспись.
Но руководивший в то время Royal Copenhagen Арнольд Крог, архитектор по образованию,
смело взялся за разработку собственного дизайна. По решению Крога, на фабрике
стали использовать не только подглазурный синий кобальт, но и зеленый хром,
и золотисто-красную краску. Именно в Копенгагене появилась роспись блеклыми
матовыми красками, с мягкими, нежными переходами тонов. После первой Скандинавской
выставки промышленности, сельского хозяйства и искусства в Копенгагене в 1888
году и Всемирной выставки в Париже в 1889-ом, на которой продукция «Королевской»
получила Гран-при, датский фарфор завоевал мировую славу. Туманный тон изделий
на этих двух выставках был расценен, как новый скачок в истории фарфора.
В конце XIX века, наряду с сервизами и вазами, на Royal Copenhagen стали выпускать
скульптурки животных. Процесс изготовления даже серийных изделий кропотлив
и сложен. Одной формой можно пользоваться лишь до 30 раз — затем она перестает
впитывать влагу и сама размокает. Фигурку делают из нескольких частей; их
отливают по отдельности, а затем склеивают. После этого изделие обжигается,
а потом, в зависимости от технологии, либо расписывается, а затем покрывается
глазурью, либо наоборот.
В музее фабрики Бенте показывала мне статуэтку, один из шедевров Royal Copenhagen:
«Принцессу на горошине», сделанную в 1911 году Герхардом Хеллингом. На ее
изготовление художник затратил полгода работы - чтобы добиться желаемого качества,
только обжег «Принцессу» 14 раз!..
Конечно, не все изделия фабрики — плод такого кропотливого труда. Но даже
на изготовление типовой фигурки, будь то «Кошечка», «Собачка», «Сова», «Снеговик»,
«Ханс Кристиан Андерсен» или «Русалочка», уходит до 30 дней. Отсюда и соответствующие
цены. Наиболее удачные скульптуры до сих пор производятся по первоначальному
дизайну, созданному порой известными художниками в самом начале XX века. Так,
например, фигурка «Читающие дети» была разработана в 1900 году. А «Русалочка»
— это почти точная (только, конечно, во много раз уменьшенная) копия копенгагенской
«Русалочки». Она делается по модели скульптора Эдварда Эриксена, сына автора
самого знаменитого изваяния Дании...
Хотя промышленные участки оборудованы по последнему слову
техники и автоматизированы, роспись по-прежнему ведется
только вручную. При этом контроль качества на фабрике
— самый строгий. Небольшая, невидимая глазу дилетанта
погрешность — и чашка, тарелка, ваза, статуэтка идут уже
как второй сорт. Если обнаружится более серьезный дефект,
изделие не получит даже фирменного клейма. Цены, понятно,
сразу падают...