культурное наследие
|
|
Рождественские подарки
|
Любопытно, что при приеме на работу на фабрику
будущим художникам не надо сдавать специальные экзамены. Необходимо лишь показать,
что умеешь рисовать.
— Мастера, которые приходят к нам, должны показать, что обладают художественными навыками. Среди них немало молодых людей с природным талантом, — рассказывала Бенте. — Три с половиной года длится у новичков период ученичества. А всего требуется десять лет, чтобы люди приобрели подлинное мастерство... Стоит сказать несколько слов о настоящих визитных карточках фабрики, любимых всеми датчанами подарочных рождестственских тарелках. Первую из них — «Мадонна с младенцем» — Royal Copenhagen выпустила в 1908 году. Тарелки расписываются вручную. Сюжет для рисунка каждый год выбирается новый. Например, тарелки для рождества 1996 года, называвшиеся «Зажжение уличных фонарей», изображали старый квартал в городке Фоборг на острове Фюн. Royal Copenhagen гарантирует, что ее тарелки выпускаются в ограниченном количестве — их производство в конце каждого года прекращают, а формы разбивают. Поэтому на аукционе в 1995 году «Мадонна с младенцем», первая из рождественских тарелок Royal Copenhagen, была продана за 6090 долларов. И никто не сомневается, что цены на подобные изделия могут двигаться только в одну сторону — а именно, вверх. Во всем мире насчитывается два миллиона коллекционеров, собирающих датские рождественские тарелки. Больше всего их в США, на втором месте — Япония. Но, так как в Стране Восходящего солнца нет столь прочных рождественских традиций, как на Западе, Королевская фабрика предлагает их на японском рынке, как «тарелки года». Несколько лет назад Royal Copenhagen, три четверти продукции которой идет на экспорт, стала собственностью пивоваренной фирмы «Карлсберг». В этом нет ничего удивительного: «Карлсберг» — одна из старейших, крупнейших и богатейших компаний страны. Фирма активно занимается благотворительной деятельностью, ее считают крупным датским меценатом и покровителем искусств. К 150-летию «Карлсберга», которое отмечали в 1997 году, датское телевидение реализовало крупнейший в своей истории проект — многосерийный фильм о семействе знаменитых пивоваров Якобсенов, положивших начало «Карлсбергу», так и озаглавленный «Пивовар». Столы многих известных датчан, употребляющих отечественное пиво, для фильма были сервированы Royal Copenhagen и фирм, объединенных с ней — производителей стекла, хрусталя, столового серебра. Чуть ли не этаж огромного магазина фабрики на Амагерторв был тогда превращен в выставку роскошно накрытых столов, где соревновались мастерство и талант художников фарфора... В предрождественские дни этот магазин особенно переполнен покупателями. Говорят, туда собственной персоной заходит и Маргрете II. Не берусь сказать, какие покупки делает датская королева, сколько сотен или тысяч крон она там оставляет. Но, выбрав даже самую простенькую безделицу, вы выходите из магазина с таким ощущением и с таким роскошным пакетом словно вы сами — коронованная особа. Потому что на Royal Copenhagen не только название, но все- от фабричного цеха до прилавка — поистине королевское! |
|
Фарфор для королей
и короли фарфора
|