Гоген заносит этот эпизод в
свою записную книжку — и прозаически добавляет: «А вообще,
это просто обнаженная натура из Полинезии». Художник в
нем всегда сильнее, чем любовник или мыслитель…
Напасть, свалившаяся на таитян, этих невинных детей природы,
из старой, изощренной и безжалостной купчихи-Европы, казалась
Полю настоящей трагедией. Французское влияние за 125 лет
создало лишь хромающую на обе ноги полуцивилизацию, но
островитяне очень дорого заплатили за нее. Помимо библий,
инструментов, домашней утвари и галантереи, чужеземцы
привезли с собой массу новых болезней, к которым у аборигенов
не было иммунитета. Даже сравнительно безобидные в Европе
корь, коклюш и ветрянка здесь часто приводили к смертельному
исходу.
Еще более страшным бедствием оказались сифилис и туберкулез.
Одновременно таитяне научились не только пить спиртное,
но и гнать крепкие напитки. Многие, следуя примеру своего
безвольного короля Помаре V, упивались до смерти. Наиболее
дешевым и популярным напитком во времена Гогена был ром.
Порою его разбавляли пивом, делая сногсшибательный таитянский
«ерш»… В июле — августе, когда созревали апельсины, из
них выжимали сок, давали ему перебродить и пили апельсиновое
«вино» день и ночь, полтора месяца подряд. «Когда идет
сбор плодов, весь остров превращается в сплошной огромный
трактир», писал потрясенный очевидец.
Словом, уже за первые тридцать лет после открытия острова
в 1767 году население, составлявшее около 150 тысяч, сократилось…
в десять раз! Гоген застал на Таити не более, чем восемь
тысяч коренных жителей…
Но, как бы то ни было, с белым островным «бомондом» Полю
тоже приходилось общаться; более того, от французов-поселенцев
в большой степени зависело его благосостояние. Когда денежные
посылки из Парижа стали совсем скудными, он, переломив
собственную гордость и напялив костюм вместо привычной
туземной рубахи, отправился к губернатору Лакаскаду —
просить место… мирового судьи на Маркизских островах,
подчиненных администрации в Папеэте! Ответ чиновника,
и без того далеко не благосклонного к «анархисту» из парижской
богемы, был скор и краток. «Любезный мсье Гоген, что за
нелепая мысль! Как вам это пришло в голову? Разве вы не
знаете, что для такой трудной должности нужны особые данные
и основательные знания? Скажу напрямик — вас невозможно
назначить. Это произвело бы очень дурное впечатление»…
Дело шло к судьбе нищего. Ружье лежало праздно, — чтобы
охотиться далеко в горах, следовало обладать другими навыками;
крестьянский труд был не по силам… Разочаровавшись в своем
вожделенном «Рохуту ноаноа», сломленный морально и все
более разъедаемый болезнью, художник решил вернуться в
Париж. Увы, — ему показалось, что оттуда веет новой надеждой
на славу и богатство. Ведь, в конце концов, за четыре
года жизни на Таити он написал шестьдесят шесть полотен
и вырезал из дерева два десятка «дикарских» скульптур
(то есть, тех, что изображали божества, никогда не существовавшие
в весьма бедном таитянском пантеоне). Не может быть, чтобы
на эту массу смелых, красочных, вызывающе оригинальных
работ никто не обратил внимания! Не может быть, чтобы
уникальный опыт мастера-путешественника, обогащенного
впечатлениями далекого сказочного мира, не стал основой
для признания знатоков и меценатов, для ливня восторженных
газетных статей!
Случилось иначе. Друзьям Гогена правдами и неправдами
удалось собрать в галерею Дюран-Рюэля на улице Лафит толпу
видных критиков, модных журналистов и богатых коллекционеров.
Выставка дохнула на парижских снобов ароматом гардений,
ослепила морской синевой и зеленью гор, окружила образами
прекрасных золотокожих женщин… и вызвала лишь раздражение.
Реакция газет была ужасной. В одной статье писали: «Я
не могу представить себе большего ребячества, чем этот
возврат к причудливому искусству туземцев, у которых он
заимствовал все слабые стороны». Другой искусствовед назвал
выставленные картины «измышлениями больного мозга, надругательством
над Искусством и Природой». Но всех превзошел острослов-фельетонист,
который посоветовал читателям: «Если хотите позабавить
своих детей, пошлите их на выставку Гогена. Там среди
аттракционов есть цветное изображение обезьяноподобной
четверорукой самки, распростертой на зеленом бильярдном
столе». Он имел в виду «Отахи» — портрет обнаженной Техааманы,
ныне слывущий одной из вершин импрессионизма…
Конечно же, выставка провалилась и в финансовом отношении.
Была продана, и то недорого, разве что четверть картин.
Одну из них, к чести наших соотечественников, купил заезжий
русский…
Узнав о провале вернисажа и новых денежных затруднениях
«беспутного» супруга, отказалась возобновить с ним отношения
Метте. Снова откладывалась его встреча с детьми… встреча,
которая не произошла уже никогда! Счастье внезапно улыбнулось
исстрадавшемуся Полю зимой 1894 года, да и то благодаря
чужой смерти. Скончался его дядя, завещав художнику тринадцать
тысяч франков. Гоген, по правде говоря, не очень благородно
обошелся с Метте, послав ей в Амстердам всего полторы
тысячи, — зато был необычайно щедр к друзьям, субсидировал
всю знакомую богемную бедноту… Очевидно, больше не ожидая
восторгов публики, серой, мокрой парижской зимою писал
картины в своей неподражаемой манере, с яркими вызывающими
красками, пронизанными тропическим солнцем. Кроме того,
взялся за книгу о Таити под названием «Ноаноа», «Благоухающий».
И — вот где она, способность самовнушения, свойственная
лишь гениям и детям! — чем дальше, тем чаще Полю начинало
казаться, что мир Океании, при всех своих недостатках,
был и добрее, и теплее, и уж, наверное, красивее, чем
это скопище дворцов и трущоб, кабаков и прокуренных мастерских,
влекущее и отвратительное, будто опухоль, которую все
время трогаешь рукой… Париж! Восьмого сентября 1895 года
пароход «Ричмонд» с Гогеном на борту вошел в лагуну Папеэте,
чтобы причалить к коммерческой деревянной пристани...