На Главную Страницу Написать нам письмо Rambler's Top100
 
 На предыдущую Вниз На следующую
Между землей и небесами  

 

   
 

   
П. Гоген. «Эа хаэре иа оэ. Куда идешь?». 1893. (Женщина, держащая плод). Эрмитаж.  
П. Гоген. «Эа хаэре иа оэ. Куда идешь?». 1893. (Женщина, держащая плод). Эрмитаж.  
П.Гоген. «Другу Даниелю». Автопортрет. 1896-1897.  
П.Гоген. «Другу Даниелю». Автопортрет. 1896-1897. Париж, Музей Орсэ. Из коллекции Даниеля де Монфрейда  
Здешняя «элита» поначалу встретила Поля весьма радушно. Многие читали газету «Осы» и были вполне согласны с выпадами против губернатора. Его близким другом скоро стал некий Нгуен Ван Кам, более известный, как Ки Донг, — молодой вьетнамский князь, высланный из своей страны (также французской колонии) за революционную деятельность.

Ки Донг оставил нам… поэму в полторы тысячи строк, написанную старинным александрийским стихом, в которой изображается прибытие Гогена на Маркизы! Позднее вьетнамец (аннамит, как говорили тогда) помог Полю, уже плохо владевшему руками, написать его последний автопортрет. На нем 54-летний Гоген выглядит глубоким, усталым стариком…

На свои последние деньги — слава Богу, в Атуоне труд стоил дешево — художник выстроил двухэтажный деревянный дом с железной крышей, открытой мастерской на первом этаже и прекрасными, им самим сделанными резными панелями у дверей. Больная нога сделала Гогена уже почти неподвижным; чтобы не ходить за водой, Поль велел вырыть колодец рядом с домом и добывал воду, высунувшись из окна… с ведром на удочке! Несмотря на все свои болячки, он продолжал оставаться истинным французом — энергичным, общительным, сладострастным. Свое жилище он назвал «Домом наслаждений» — и немедленно купил у одной местной супружеской пары четырнадцатилетнюю дочь Ваеохо.

При царившей среди туземцев бедности и родители, и девочка были счастливы, получив несколько метров ситца, муслина, коленкора, моток тесьмы да швейную машинку… Однако, главной моделью Гогена стала не его новая пухленькая «жена», а красивая рыжеволосая Тохотауа. Вообще, жители острова отличались от таитян более высоким ростом, стройностью, правильными чертами лица — и сложными, замысловатыми татуировками с головы до пят. О величайшей древности местных традиций свидетельствовал уже забытый во всей Океании уклад полиандрии — многомужества. Гоген, поддерживавший с Тохотауа не только служебные отношения, отлично ладил с ее мужем. Тот говаривал: «Если у меня есть друг и он на время пожелает мою жену Тохо, я не против, лишь бы она хотела»…

Невзирая на свою возраставшую физическую слабость и жуткие боли, которые он теперь унимал только морфием, Поль сумел и на Хиваоа создать несколько десятков картин, ныне украшающих лучшие музеи мира. Впоследствии рыжая Тохо стала не менее известна, чем золотоволосая натурщица, прототип Венер Боттичелли, или куртизанка, вдохновлявшая в Риме Рафаэля… Один из парижских друзей, де Монфред, прозорливо писал Гогену: «Сейчас ты уникальный, легендарный художник, который из далеких южных морей присылает нам поразительные, неповторимые вещи, зрелые творения художника, уже, по-своему, покинувшего мир… Ты так далеко. Тебе не надо возвращаться… Ты уже так же неприступен, как все великие мертвые; ты уже принадлежишь истории искусства».

Это была великая правда, и это была ложь. Гоген оставался среди живых! Он шел на конфликт с местной властью, с жандармами, чиновниками и католическими патерами, еще более мелочными и злобными, чем на «столичном» Таити. Его пытались унять, обвиняя в распутстве или подстрекательстве туземцев к бунту. Его оштрафовали за выезд в коляске без фонарей, — словно это могло угрожать дорожному движению на острове, где экипаж Поля был единственным средством транспорта! Мастер видел одно: вокруг безропотно, в пьяном угаре, шли к своему концу тысячи полинезийцев, и «демократическая» власть, погрязшая в безделье и взяточничестве, не делала ничего, чтобы спасти их, сохранить этот осколок древнего океанского мира…

Вот его слова: «Счастье туземцев, что в моем лице они обрели защитника, потому что до сих пор поселенцы, люди небогатые, кормящиеся торговлей, боялись пойти против жандармов и помалкивали… Меня осудили только за то, что я защищал бедных беззащитных людей. Животные хоть охраняются специальным обществом».

…Он никогда не мог устоять против своих страстей, своих могучих порывов, высоких и низких, — но, вероятно, не будь этих раздирающих телесных и душевных бурь, Гоген не стал бы гением. Плоть звала его к наслаждениям, порою грубым и опасным; дух принуждал до последнего вздоха орудовать кистью или резцом, быть рыцарем и защищать слабых. Человеческий организм не выдерживал этих перепадов. Между землей и небесами был распят Поль Гоген, раб и властелин, зверь и бог… художник!

Когда Гоген умер, потеряв все силы от неистовых болей, — а случилось это второго мая 1903 года, — две первых эпитафии сложили местный епископ Мартен (изображенный Полем в карикатурной деревянной статуе с подписью «Отец Распутник») и администратор Пикено. Святой отец написал своему начальству в Париж: «Единственным примечательным событием здесь была скоропостижная кончина недостойного человека по имени Гоген, который был известным художником, но врагом Господа и всего благопристойного». Пикено доложил о том же событии так: «Не сомневаюсь, что его долги значительно превысят активы, ибо немногие картины, оставшиеся после покойного, художника декадентской школы, вряд ли найдут покупателей».

Воистину, нет пророка в своем отечестве…
 На предыдущую Вниз Вверх На следующую
 
 
 На Главную Страницу Написать нам письмо  
MAFIA's Top100

Rambler's Top100

Украинский центр Интернет-рекламы "ECHO"
Хостинг от uCoz