Любое античное судно
имело в своем основании киль, к нему крепились
судовые ребра — шпангоуты, покрытые снаружи
досками бортовой обшивки. На боевых кораблях
киль в носовой части переходил в форштевень
с одним или несколькими таранами, обшитыми медным
листом. Тараны, различные по размерам и конструкции,
можно увидеть на монетах государств Северного
Причерноморья. Иногда с двух сторон судна крепились
еще и брусья-эпотиды. С их помощью ломали весла
на корабле противника.
Основным движителем корабля были весла. Гребцы
сидели на деревянных скамьях — банках, часто
для удобства подкладывая под себя подушки. Все
гребцы работали вместе только во время боя,
обычно их разделяли на вахты. Начальник гребцов
— гортатор — имел в своем распоряжении флейтиста,
задававшего игрой на флейте темп гребли. При
желании, судно могло давать на веслах задний
ход. Кроме того, был еще и прямой парус на единственной
мачте. Во время боя его убирали. Это описание
полностью подходит к основному типу античного
военного корабля, триере, т. е., судну с тремя,
расположенными один над другим, рядами весел.
Каждая триера, кроме своей команды, куда, между
прочим, входили кок и плотник, несла 20 тяжеловооруженных
воинов-гоплитов, так сказать, «морскую пехоту».
Надежное, выносливое, испытанное веками судно!
Так что же, строим триеру?..
Если верить античным авторам, постройка тогдашних
судов была не слишком трудным и долгим делом.
Известны примеры сооружения целоых флотов за
несколько месяцев. Так, Плиний сообщает, что
боевой флот одного из римских консулов был готов
за 60 дней, считая с начала валки корабельного
леса. Гиерон Сиракузский, уже известный нам
строительством супергиганта, затратил 45 дней
на создание двухсот двадцати судов. Материалы?
Их и сейчас полно на берегу Черного моря: древесина
сосны, осины, лиственницы, кипариса... Сверх
того, при постройке расходовались деготь и смола.
Металл требовался в минимальных количествах.
Паруса шили из холста. И такой корабль служил,
в среднем, до пятидесяти лет!..
Значит, беремся за «трехрядку»-триеру? Нет. Не будем спешить. Во-первых, современные
ученые еще толком не выяснили, каким образом взаимодействовали, не мешая друг
другу, три ряда весел, — после спуска может быть конфуз... Известно только,
что нижний ряд весел не работал почти никогда, разве что во время боя, да
и то на гладкой воде. Кроме того, триеры, возможно, хорошо пригодные для войны,
мало подходили для длительных путешествий. Что делать во время непогоды с
нижними весельными отверстиями? Их же будет захлестывать постоянно!.. Взять
самую простую из конструкций — судно-унирему, с одним рядом весел? Но она
имела очень небольшую вместимость, да и гребной аппарат был слаб для той дороги,
которую мы собирались проделать... Путь к гигантизму, начиная от «четырехрядки»-тетреры,
был для нас закрыт по многим причинам, начиная с первой, финансовой, и оканчивая
последней — ученый мир понятия не имеет, как сочетали свои движения четыре,
пять, десять рядов весел!.. Оставалась «двухрядка», по-гречески диера, по-латыни
бирема, — относительно несложный в строительстве и использовании, прочный,
вместительный, быстроходный корабль. Диеры применяли и как боевые суда, и
как грузовые, для небольших партий товара. Кроме всего, этот тип корабля отличался
изяществом, соразмерностью всех частей. У диеры была высокая, загнутая внутрь
корма, оканчивавшаяся желобом-акропостолем в виде спирали, лебединой шеи,
дельфиньего или петушиного хвоста.
Под акропостолем ставили скульптуру божества-покровителя (афиняне — статую
Паллады, беотийцы — своего героя Кадма, и т. п.). На корме возводили тент,
а порой и деревянную рубку. Трюмы и каюты позволяли разместить немало народу.
Число рулей на диере доводили до четырех, для более гибкого управления. Имелись,
конечно, и парус, и таран на носу. Итак, тип корабля мы после долгих споров
выбрали. Оставалось уточнить его размеры. После тщательных консультаций —
и здесь остановились на величинах, наиболее характерных для античности. Длина
— около 26 метров, ширина — до пяти, высота бортов больше двух метров. Водоизмещение
от 35 до 40 тонн. В движение диера должна была приводиться сорока восемью
гребцами, по двадцать четыре с каждого борта, по двенадцать весел в ряду.
За конструирование «воскрешенной» диеры взялась группа инженеров из Николаевского
кораблестроительного института. С первых дней угнетало отсутствие средств,
каждая добытая копейка стоила неистощимого терпения и немалой дипломатии...
Наконец, однажды я вхожу в громадный пустой цех — и вижу, что он полностью
занят фантастическим скелетом ихтиозавра, а может быть, дельфина-великана.
Снимает телевидение — сюжет уникальный! Только теперь начинаю верить, что
будет у нас диера... Название? Его подсказали археологи, вернувшиеся из Ольвии.
Вернее, навеял осколок крупной амфоры. На древнем сосуде был изображен нос
корабля с четко видимой надписью ІВЛІА. Прекрасное женское имя — Ивлия! Быть
по сему...
