Постепенно в Одессу
съезжаются иногородние участники экспедиции.
К середине июня 1989 года из них сформирована
и отправлена на сочинскую верфь бригада в десять
человек. Через месяц там оканчивают продольный
набор корабля, начинают обшивать борта, затем
настилать палубу. Подходят последние сроки начала
плавания. Еще немного, и придется переносить
экспедицию на следующий год. Уйма времени пропадет
даром... Скоро середина августа, а судно все
еще на стапелях, и работам конца не видно.
Одна из фирм, производящих медицинское оборудование,
предлагает испытать во время плавания некие
магнитные клипсы. Аэрофлот-де их уже принял
на вооружение... Они якобы положительно влияют
на вестибулярный аппарат и регулируют кровяное
давление. Во время качки это немаловажно...
Не принять ли предложение? Сейчас многие молодые
парни щеголяют сережками. А моряки издревле
носили серьгу в ухе... Если же без шуток, многим
моим спутникам нужна добавочная психологическая
поддержка. Профессиональных моряков среди них
вообще нет. Половина «ивлийцев» только и плавала,
что на прокатных гребных лодочках в парковом
озере. Внушить им, что теперь они разом превратятся
в бывалых морских волков, которым палуба в шторм,
что городской бульвар, — дело полезное. Независимо
от того, будут ли вправду помогать эти клипсы...
С верфи сообщают, что строительство диеры стало
просто лихорадочным, молотки стучат день и ночь,
вбивая медные гвозди, откованные по античным
образцам. Этих гвоздей надо загнать в дерево
до десяти тысяч! В очередной раз установленный
срок спуска на воду — 15 августа — скорее всего,
тоже будет сорван. Итак, в лучшем случае, —
если отчалим в этом году, — экипажу придется
принять морское крещение не теплым летом, а
на пороге дождливой осени. Туман, тучи, ливни,
да и поведение Борея мало предсказуемо... Выдержим
ли? Не вернемся ли с позором после нескольких
дней мучений, с руками, стертыми в кровь на
вальках тяжелых, обитых бычьей кожей весел?..
15 августа раздается долгожданный звонок из
Сочи: — Основные работы завершены, плавать может;
оставшиеся мелочи доделаем тут... Слип из бетонных
плит на пляже построен. Завтра спуск. Буксировать
нас до Туапсе будет небольшой катер с судоверфи.
Готовьтесь к встрече! Я представляю себе цех.
Там сейчас перепиливают последнюю опору, держащую
корабль. После этого «Ивлия» всей многотонной
массой ляжет на настил, сбитый из деревянных
брусьев. Настил, в свою очередь, покоится на
многоосных тележках. Мощный трактор потянет
диеру из цеха к слипу (небось, в Греции тащили
рабы на веревках... или быки?). Стоя на тележках,
корабль по бетону скатится в воду, после чего
тележки утонут, а «Ивлия»... поплывет?! В иные
секунды мне предстает страшное видение: кренится
набок диера на волнах, струи воды хлещут в разошедшиеся
щели, ныряет нос и задирается корма... позорный
конец так и не начавшейся экспедиции!
Но все проходит благополучно. 16 августа копия
античной диеры «Ивлия», построенная на военной
судоверфи в Лазаревском (Сочи), торжественно
бороздит черноморские воды, буксируемая катером.
Нам сообщают, что спуск корабля вылился в импровизированный
праздник для аборигенов и гостей Сочи — ведь
курортный сезон еще не окончен. Многие тысячи
людей собрались на берегу проводить чудо-корабль,
напоминающий о детских годах и первых восторгах
после знакомства с мужественным Язоном, хитроумным
Одиссеем... Детство никогда не оканчивается
полностью, и воскресить его намного легче, чем
судно времен эллинской славы!.. Из Туапсе нашу
диеру ведет буксирное судно «Гепард». Скоро,
скоро увидим мы вожделенный «корабль Арриана»,
именуемый в официальных документах и переговорах
«объектом», будто некое секретное, суперсовременное
военное судно, испытываемое под видом деревянного
парусника! В Одессе предстоит многое доводить
до кондиции: заканчивать палубу, уключины, делать
поручни ограждений, красить «Ивлию», укреплять
носовые и кормовые украшения.
Спрашиваю по телефону: — А как корпус, течь есть? — Не
хочу тебя расстраивать, но за пару часов вода в трюме
поднялась на двадцать сантиметров. Дерево должно разбухнуть,
только после этого течь прекратится. Мастер считает, что
на это пойдут неделя-две. Поначалу будем жить на палубе.
Вечером 21 августа звонок из диспетчерской: — Через час
«Гепард» будет на траверсе Одесского порта. Неужели свершилось?
Неужели «Ивлия» на плаву и час спустя войдет в порт? До
сих пор не верится... Но после официального звонка настроение
приподнятое. Наперекор всему античный корабль построен,
он существует, и скоро Воронцовский маяк будет приветствовать
самую настоящую диеру, словно всплывшую из пропасти 2500
лет! Ночь. Мы в порту. Несмотря на позднее время, при
ярком свете продолжают трудиться огромные краны, швартуются
корабли. Порт не спит и не отдыхает ни минуты в сутки.
Еще из квартиры пытались с помощью коротковолнового передатчика
связаться с «Гепардом», но ничего не выходило — эфир полон
помех. Теперь стараемся выйти на буксир отсюда, причала.
Трудно! Звучат переговоры портовых служб и судов. — Эй,
на «Гепарде»! «Гепард», где вы?.. Оглушительные шумы,
треск, свист, обрывки слов. Наконец, едва слышно долетает
из пространства: — «Гепард» слушает... Ширь акватории
оглашает дружное «ура» «ивлийцев» и их многочисленных
друзей, столпившихся сейчас на причале. В сопровождении
двух небольших портовых буксиров, принявших диеру у «Гепарда»,
скользит по темной воде стройный, точно лебедь, силуэт.
«Ивлия» дошла...
Продолжение