|
|
Мученик Христофор |
|
|
|
Фрагмент фресок Успенского собора |
|
|
|
Успенский собор |
|
Мой взгляд скользит по стенам как бы вслед за словами
отца Кирилла и вдруг спотыкается. Боже святый! На столбе, нависая могучей
фигурой и все равно как бы паря в своей легкости, стоит, опершися о меч, чудовище
с телом человека и головой то ли лошади, то ли собаки. И это — христианская
фреска? Да, отвечает отец Кирилл. Это мученик Христофор. Его обычно представляли
с песьей головой, а в Свияжске он с лошадиной. Существуют две легенды, по
одной из которой Христофор был столь прекрасен лицом, что, боясь дьявольского
искушения впасть в какие-нибудь грехи, молил Бога сделать его не столь прекрасным,
и Бог услышал его молитвы, и стал он уродлив аки пес. По второй — родился
он в племени кенокефалов, людоедов, которые были ужасны лицом, и по принятию
христианства принял мученическую смерть, а идя на казнь, сказал проповедь,
и уверовали несколько тысяч человек. Церковь боролась с подобными изображениями
святых, и один из настоятелей монастыря, бывший Тобольский архиепископ Евлампий
Пятницкий, в 1859 году даже писал в Священный Синод, настойчиво советуя переписать
фрески, исходя из того, что «порядок расписания не имеет богословской мысли
и не каноничен». Но фреска, изображающая мученика Христофора, как и другие
«неканонические», до сих пор целы, и отцу Кириллу известно, что еще только
в Нотр-Дам есть скульптурное изображение мученика Христофора.
Отец Кирилл зажигает люстру, и купол взрывается ультрамарином и охрой, которые
сверкающим водопадом низвергаются вниз. А в алтарной части есть фреска, выполненная
еще при жизни грозного царя. На ней Иван Васильевич стоит в венце царском,
а на столбах вокруг — святые угодники Божьи, митрополиты, архиепископы, епископы,
все, кто способствовал становлению Государства Российского, собиранию земель
русских. Кто вы, древние изографы, сколько вас было, как вас звали? Молчат
летописи, ни в одной нет упоминания об артели, расписавшей эти стены, которые
на сегодняшний день — единственный, почти целиком уцелевший, полный цикл стенной
росписи середины XVI века.
|
Неисповедимы пути
Господни
|
|
К службе собор преобразился: пол усыпан травой, стоят срезанные
березки. Тихо рассыпался звон кадильницы. Отец Кирилл в праздничном облачении
стал взрослее своих лет. Хоть и не знаток я в церковных песнопениях, но как-то
странно они здесь звучат, может, это стены такие? Звонко и вкрадчиво, и тайна
в них.
Древняя музыка слов оживляет стены, и как в «Андрее Рублеве» Тарковского,
поплыли цветные фрески, истончаясь красками в белые раны обвалившейся штукатурки.
Пахнет травой и ладаном. На службе — монахи, Игнатьев с сыном, одинокая женщина
и мы. Больше никого. За стенами воет ветер, дождь льет, холод от пола подбирается
к сердцу. Как долго длится день! Странно, почему тихо, ведь должны же звонить
колокола? Колокола, вот в чем дело. Нет их. Украдены. Переплавлены. Расколоты.
Вот и кончилась служба, хотели, было, попрощаться, но ведут ужинать в Никольскую
трапезную церковь. Трапезная, как пасхальное яичко, сияет, отремонтированная,
— пол в кафеле, беленые стены, желтые сосновые столы и скамьи, изразцы. Подают
неимоверно огромную (для меня) порцию рыбы (которую ловит для монастыря спецбригада).
Во все время трапезы монах читал притчу. Из-за стола все встали одновременно,
по серебристому звону колокольчика улыбающегося отца Кирилла, который снова
в черной будничной рясе, снова помолодел.
Но и это еще не все — идем к нему в кабинет. Да, нувориши могут отдыхать!
Стены в тисненых обоях, паркетное покрытие, мягкое кожаное кресло, радиотелефон,
ковер на полу, в шкафах — спины богословских книг, тисненные золотом, огромный
старинный стол, выпрошенный у директора музея, — но все это с миру по нитке,
своих денег на такое убранство нет. Отец Кирилл откидывается в кресле, веселый,
как мальчишка.
— Кабинет исторический, здесь до меня последовательно сиживали начальники
концлагеря, колонии для малолетних преступников, психбольницы, музея. Теперь
вот я. Хорошая преемственность!
В монастыре сейчас 30 человек насельников, и каждый день приходят-просятся
человека три-четыре, но отец Кирилл берет не всякого: кто ленивый да выгоду
для себя ищет — прочь со двора. А люди здесь разные. Дьякон, что с татуировкой
на руке, — бывший московский следователь; молодой монах, что рядом с ним служил,
— только освободившийся заключенный, сидевший за стрельбу на улице и убивший
несколько человек. И каждый — какой-то особенный. Сам Игнатьев, 55 лет, с
высшим архитектурным образованием, вполне беспечально живший в Казани, вдруг
восемь лет назад все бросил, крестился и навсегда уже связал свою жизнь с
островом.
Глядя на отдыхающего после трудов долгого дня отца Кирилла, как-то невозможно
отделить его от его предшественников. Гордые их тени плотно стоят у него за
спиной — от этого и силы Бог дает. Илларион на Соборе 1566 года подписал приговорную
грамоту об отказе перемирия с Польшей, Сергий участвовал в избрании на царство
Бориса Годунова, Дмитрий в 1752 короновал императрицу Елизавету; Мартирий
начал в середине XIX века реставрацию храмов и фресок, Евлампий продолжил,
Вениамин в конце XIX века закончил; Амвросий, обвиненный в содействии убийству
в июне 1918 года группы большевиков в Раифе, был расстрелян без суда и следствия,
его решено канонизировать.
В 1923 году, после вскрытия мощей святителя Германа, Успенский монастырь закрыли,
а в 1997 он был, наконец, передан под благословение Святейшего Патриарха.
Тогда-то и прислали из Раифы отца Кирилла. Полтора года он здесь. И чтобы
поднять из руин монастырь, силы нужны великие и терпение, да еще вера глубокая.
На прощание прозвучали слова отца Кирилла, заглушаемые воем ветра:
— Если монастырь сфотографировали, не утоните!
Возвращение показалось выныриванием из глубокого колодца, длиной в четыре
с половиной века. И душа уже не была пуста. И даже донесся слабый звон колоколов.
Свияжских. По ком они звонят? И многие ли слышат их?
|