Старт гонки одиночек «Aronnd
Alone» состоялся, как и планировалось, 26 сентября. Ровно
в полдень по местному времени прогремел пушечный залп,
и в океан устремилось 15 яхт из девяти стран: Франции,
Великобритании, Италии, Канады, США, Австралии, Японии,
ЮАР и, естественно, России. Правда, второй наш россиянин
и 16-й участник состязаний Виктор Языков пришел в Чарлстон
с опозданием и, получив штрафное время, не смог стартовать
вместе со всеми: его старт был отложен Гоночным комитетом
на несколько дней из-за необходимости технической проверки
и аттестации яхты. Остальные из заявленных 39 экипажей
18 стран совсем отказались от участия в состязании: кто
по финансовым, кто по техническим, кто по иным причинам.
Среди соперников Федора – маститые гонщики, неоднократные
участники и даже победители подобных соревнований: француженка
Изабель Аутисье, англичане Джош Холл и Чэйни Воган, итальянец
Джованни Солдини, американцы Робин Дэви и Пол Тэкэбэри,
японец Минору Сэйто.
Протяженность первого этапа, до Кейптауна, – 7 тысяч миль,
с пересечением экватора, а всего предстоит пройти вчетверо
больше. Если вы еще не совсем забыли школьных уроков географии,
попробуйте найти на глобусе точку с координатами 10 градуcов
южной широты и 30 градусов западной долготы. Именно отсюда,
в разливе синевы между Южной Америкой и Африкой, на исходе
октября 1998 года с борта яхты нашего путешественника,
перенесшегося из одного земного полушария в другое и преодолевшего
к тому времени уже половину пути до финиша первого этапа
гонки, улетело в эфир тревожное сообщение: «Внимание!
Авария! От корпуса яхты начал отваливаться киль».
Видавшая виды лодка не вынесла, похоже, массированной
и затяжной атаки встречных океанских волн – почти месяц
яхта вынуждена была идти против ветра – и начала разрушаться.
Через крепежные отверстия киля вовнутрь стала проникать
вода. Гоночный комитет тут же рекомендовал шкиперу пристать
к ближайшему бразильскому берегу и воспользоваться услугами
местных спасателей. Это означало одно – сход с дистанции,
но что поделать: обстоятельства бывают сильнее наших желаний.
И прецедент уже есть – из-за каких-то поломок в такелаже
из гонки выбыл канадец Себастьян Рэйдл на яхте «Project
Amazon».
Однако, тщательно и без паники проанализировав ситуацию,
Федор принял решение: иду через Южную Атлантику к мысу
Доброй Надежды. А если уж выбрасываться, так на африканский
Берег Слоновой Кости. И кое-как, на ходу, с помощью подручных
средств подтянув киль, продолжил свой путь в юго-восточном
направлении. Правда, 40-дневный запас продуктов на тот
момент уже подходил к концу, но зато пресной воды на борту
было достаточно.
На подходе к Кейптауну произошло еще одно ЧП: яхта столкнулась
с китом. Кто больше виноват в нарушении правил движения
в океане – кит или шкипер, – установить теперь уже не
представляется возможным, но раздосадованный кит, не долго
думая, шлепнул наотмашь своим хвостищем по яхтенной скуле
и ретировался. Яхта удар выдержала, но на бело-коричневом
борту остался огромный след – как будто наждаком прошлись.
И вот, наперекор всему и вся, 28 ноября, за полсуток до
истечения контрольного срока, яхта «СГУ» пришла в Кейптаун.
Мыс Доброй Надежды стал воплощенной реальностью, и Федор
Конюхов – обросший, загоревший и исхудавший – попал в
крепкие объятия встречающих, среди которых был и его сын
Оскар – он же менеджер проекта.
И вновь, как и перед стартом в Чарлстоне, вместо отдыха
– ремонтная суматоха. Помогать Федору пришли механики
с российских судов, стоявших в Кейптауне.
Наступила суббота 5 декабря, и в полдень гонка «Around
Alone» устремилась дальше – к берегам Новой Зеландии.
Но со старта ушло только тринадцать участников из пятнадцати.
Федору Конюхову для завершения ремонта киля, электрогенератора,
системы балансировки, автопилота, замены парусов и установки
нового оборудования не хватило буквально одного дня. Задержался,
восстанавливая свою яхту «Южная Каролина», и американец
Робин Дэви. Гоночный комитет разрешил им стартовать следом
за основным флотом.
В воскресенье вечером, покончив-таки, насколько это оказалось
возможным, с неполадками на борту, Федор собрался уже
было наутро броситься вдогонку за соперниками, когда друзья
подсказали: завтра – понедельник! И ведь действительно
– понедельник, а в этот день, по морским обычаям, в серьезные
плавания уходить не принято. И Федор не стал нарушать
традицию моряков. Решено – он стартует 8 декабря, во вторник.
А понедельник – пожалуй, первый и единственный день с
начала гонки – превратился просто в день отдыха.
Снова, как и по выходу из Чарлстона, лидерство в гонке
захватила мужественная женщина – француженка Изабель Аутисье
на яхте «PRB». А на второй день после общего старта в
Кейптаун вернулись две яхты – японца Минору Сэйто и американца
Джорджа Страйкера. Во время шторма, который, как всегда,
подстерегал яхтсменов на выходе в океан, у них на борту
возникли проблемы – у кого с мачтой, у кого с автопилотом.
Так что теперь догонять основную гонку предстояло уже
целому малому флоту – случай, не характерный для подобных
соревнований. Хотя, как показал опыт россиянина Виктора
Языкова на яхте «Ветер перемен», ушедшего с недельным
опозданием на старт первого этапа, умудрившегося сделать
себе прямо в океане операцию на загноившейся руке, но
финишировавшего вместе со всеми, – это вполне посильная
задача для настоящих гонщиков. Ведь впереди – 7 тысяч
миль через «ревущие сороковые», от южной оконечности Африки
до Новой Зеландии...
