земля людей
|
|
Чудеса Святого Менаса
|
Городище Мар Мина
было включено в 1979 году в Список Всемирного
наследия ЮНЕСКО — вместе с пирамидами Гизы,
храмами Луксора, уникальными памятниками Нубии
и средневековым исламским Каиром.
Впервые остатки паломнического центра в Мар Мине обнаружил в 1905 году немецкий ученый Кауфман. Основываясь на письменных источниках, он организовал специальную экспедицию в пустыню, и в 50 километрах юго-западнее Александрии местные бедуины показали участникам экспедиции древние развалины. Дело Кауфмана продолжает с 1964 года мой давний знакомый, тоже немец, доктор Питер Гроссман — один из ведущих в мире специалистов по раннехристианской архитектуре. Правда, между двумя арабо-израильскими войнами в 1967-м и 1973 годах район Мар Мина попал в прифронтовую зону, и археологов туда не пускали. Но в общей сложности Гроссман посвятил Мар Мине тридцать лет. Он — автор книги о паломническом центре, вышедшей в свет лет десять назад, а сейчас готовит к печати ее новое, расширенное издание. |
От веры не отрекся
|
В 1998 году Гроссману исполнилось
65 лет, и по немецким законам он был автоматически отправлен
на пенсию. Но немецкий археологический институт сохранил
за ним руководство экспедицией в Мар Мине, хотя и сократил
ее размеры... Машину я оставил во дворе небольшого дома,
где располагается экспедиция. На базе меня приветствовали
только два молодых сотрудника — Ирис Стольмайер и Томас
Халлер. Сам же Гроссман был где-то на объекте, куда я
и отправился пешком. В дальнем конце городища, занимающего
70 гектаров, я сначала увидел потрепанный джип Гроссмана,
а затем и его самого. — Можете подождать минут двадцать?
— спросил меня ученый. — Мне надо закончить кое-какие
измерения.
Присев в тени джипа, я стал вспоминать все то, что рассказывал мне когда-то Гроссман про Мар Мину и что вошло в первое издание его книги. Менас — старое египетское имя. Так звали, например, фараона, объединившего на рубеже третьего тысячелетия до нашей эры Верхний и Нижний Египет. Так что святой Менас был точно египтянином. Жил он, по-видимому, в III веке, когда христианство еще было гонимо. Менас служил в римской армии, потом дезертировал из нее, но затем вернулся в свою часть. Беглеца простили бы, если бы он полностью отказался от веры в Христа. Однако Менас от веры не отрекся — и был казнен. Товарищи похоронили его, и постепенно все о могиле забыли. Но, согласно легенде, лет сто спустя возле нее остановился со стадом больной пастух и вскоре после этого быстро пошел на поправку. Пастух рассказал о своем чудесном исцелении соседям и друзьям, и к могиле Менаса потянулись люди. Для обслуживания многочисленных паломников возле могилы св. Менаса возникло целое поселение: с большой церковью, гостиным двором и даже сувенирными лавками. Процветанию Мар Мины способствовал и тот факт, что в 395 году, после раскола Римской империи на Западную и Восточную, Египет стал частью Византии и превратился в христианскую страну. Вторгшиеся в Египет в 619 году персы разрушили Мар Мину, и с этого времени поселение стало приходить в упадок. Это произошло отчасти из-за того, что в 641 году Египет завоевали арабы и начался процесс его исламизации, а отчасти — из-за участившихся набегов берберских племен с запада. Возможно, сыграло свою роль и ухудшение климата. Когда ныне ходишь по Мар Мине, то трудно представить, как такое обширное поселение могло существовать в голой пустыне. Но дело в том, что две тысячи лет назад, при римлянах, дожди шли значительно чаще, чем теперь, и северное побережье Египта было житницей империи. Весной и осенью воду собирали во врытые в землю каменные цистерны — их и сейчас полно от Александрии до Саллюма. Немало цистерн и в Мар Мине. Однако со временем осадки стали выпадать все реже, и собирать стало нечего. Последнее упоминание о Мар Мине относится к концу IX века. Но мощи святого Менаса перенесли в Каир лишь шесть веков спустя. В истории древнего паломнического центра была поставлена окончательная точка. |
Всем церквям церковь
|
Гроссман аккуратно сложил в
багажник своего джипа инструменты, и мы подъехали ближе
к центру городища. То, что я увидел, меня удивило: рабочие
забрасывали землей склеп святого Менаса. — Ничего не поделаешь,
— развел руками Гроссман. — Подпочвенные воды поднялись
настолько, что уже залили склеп. Если не засыпать его,
то стены его скоро рухнут. Склеп построен из красного
кирпича. По-видимому, Менас был похоронен в уже готовом
склепе, возможно, принадлежавшем его семье. Раз был склеп,
то, вероятно, где-то рядом существовало и жилье. Но пока
археологи его не нашли. К склепу примыкает просторная
церковь — самая большая из известных в Египте.
Поначалу она имела куда как более скромные размеры. Окончательную же форму церковь приобрела в VI веке при императоре Юстиниане, том самом, при котором был построен монастырь св. Екатерины на Синае. Церковь, от которой остались ныне лишь стены из камня высотой 3 — 4 метра, представляла собой классическую базилику: три зала-нефа, разделенные рядами колонн. Ширина центрального нефа — 14 метров. Длина же церкви составляет 62 метра. Она могла вместить не сотни — тысячи молящихся! Особенно много людей собиралось здесь 11 ноября (по старому стилю) каждого года — в день смерти святого Менаса. Справа от церкви стоят полукругом гостиные дома. Сюда, к могиле святого, приезжали из разных концов Египта больные и убогие. Иные из них жили в Мар Мине подолгу. А слева — сувенирные лавки. В стены домов кое-где вмурованы колонны из белого мрамора. Они были взяты из более древних сооружений — обычное для здешних мест дело. — Город имеет типично греческую планировку, — пояснил Гроссман. — И архитектура склепа тоже греческая. Возможно, он использовался повторно. И надписи сделаны по-гречески. До начала VII века город опекала греческая православная церковь. И лишь арабы, изгнавшие из Египта византийцев, передали Мар Мину местным христианам-коптам. Исследование центральной части города в основном завершено. Но работы еще очень много. Тем более что археологи занимаются не только раскопками, но и консервацией находок. Я спросил Гроссмана, не планируется ли восстановить церковь и хотя бы частично — некоторые сохранившиеся дома, ведь тогда Мар Мина могла бы превратиться в интересную туристическую достопримечательность. Ученый отрицательно покачал головой. — У нас нет рисунков, по которым мы могли бы судить о первоначальном виде сооружений, — ответил он. — А без таких рисунков строго научное восстановление памятников невозможно. |
Музей не для всех
|
Одноэтажный домик экспедиции представлял
собой своеобразный музей, доступный только специалистам.
Он построен в форме буквы «П». В центральной его части
— рабочие столы археологов со всем необходимым им оборудованием.
Правое крыло занимают жилые комнаты. Левое же — это склад,
где хранятся находки экспедиции.
Мы с Гроссманом отправились на склад. В просторном помещении построены вдоль стен стеллажи, а на них лежали, тщательно рассортированные и пронумерованные, настоящие сокровища. Один стеллаж занимают капители колонн. Они разных типов, все резные и обязательно с крестом — символом христианства. На одной капители я вижу курчавую женскую головку. Фрагмент фрески с церковной стены все еще хранит цвета красок — желтый и зеленый. Но фреска — всего лишь комбинация растительных узоров, а не религиозный сюжет, как в русских церквях. На другом стеллаже хранится керамика. Тут есть и огромные, в человеческий рост, сосуды для масла, и сосуды поменьше, для вина, вытянутые и пузатые. Для любой христианской цивилизации керамика, созданная полторы тысячи лет назад, — ценнейшая находка. В Египте же, где известна керамика и в три раза старше, эта выглядит примерно так, как у нас — бабушкина посуда на даче. Одной из самых интересных находок Гроссман и его коллеги считают каменную икону св. Менаса. На четырехугольной небольшой плите схематично вырезана фигура человека с нимбом над головой, приподнятыми и обращенными ладонями вперед руками — символом целительной силы. Справа — сверху вниз — надпись по-гречески: «Менас». Все находки принадлежат Египту, и после их изучения, описания они перекочуют в запасники какого-нибудь музея. А может, небольшой музей будет создан прямо в монастыре Мар Мина. По крайней мере, прецедент есть: в монастыре св. Макария в Вади Натрун, на полпути между Александрией и Каиром, во время недавней реконструкции были сделаны интересные находки, которые затем выставили на всеобщее обозрение в специальном павильоне. Работа в Мар Мине, которой Гроссман посвятил полжизни, вряд ли вызовет какие-либо новые сенсации и принесет ученым мировую славу. Будничный, но совершенно необходимый кропотливый труд археологов, благодаря которому по крупицам восстанавливается история человечества. |
|
Чудеса Святого Менаса
|
земля людей
|
|