На Главную Страницу Написать нам письмо Rambler's Top100
 
 На предыдущую Вниз На следующую
 
 
   
   
 
Городище Мар Мина  
Городище Мар Мина было включено в 1979 году в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО — вместе с пирамидами Гизы, храмами Луксора, уникальными памятниками Нубии и средневековым исламским Каиром.

Впервые остатки паломнического центра в Мар Мине обнаружил в 1905 году немецкий ученый Кауфман. Основываясь на письменных источниках, он организовал специальную экспедицию в пустыню, и в 50 километрах юго-западнее Александрии местные бедуины показали участникам экспедиции древние развалины. Дело Кауфмана продолжает с 1964 года мой давний знакомый, тоже немец, доктор Питер Гроссман — один из ведущих в мире специалистов по раннехристианской архитектуре. Правда, между двумя арабо-израильскими войнами в 1967-м и 1973 годах район Мар Мина попал в прифронтовую зону, и археологов туда не пускали. Но в общей сложности Гроссман посвятил Мар Мине тридцать лет. Он — автор книги о паломническом центре, вышедшей в свет лет десять назад, а сейчас готовит к печати ее новое, расширенное издание.

 
От веры не отрекся
 

 
   
 
   
 
Церковь в Мар Мине была когда-то крупнейшей в Египте.  
В 1998 году Гроссману исполнилось 65 лет, и по немецким законам он был автоматически отправлен на пенсию. Но немецкий археологический институт сохранил за ним руководство экспедицией в Мар Мине, хотя и сократил ее размеры... Машину я оставил во дворе небольшого дома, где располагается экспедиция. На базе меня приветствовали только два молодых сотрудника — Ирис Стольмайер и Томас Халлер. Сам же Гроссман был где-то на объекте, куда я и отправился пешком. В дальнем конце городища, занимающего 70 гектаров, я сначала увидел потрепанный джип Гроссмана, а затем и его самого. — Можете подождать минут двадцать? — спросил меня ученый. — Мне надо закончить кое-какие измерения.

Присев в тени джипа, я стал вспоминать все то, что рассказывал мне когда-то Гроссман про Мар Мину и что вошло в первое издание его книги. Менас — старое египетское имя. Так звали, например, фараона, объединившего на рубеже третьего тысячелетия до нашей эры Верхний и Нижний Египет. Так что святой Менас был точно египтянином. Жил он, по-видимому, в III веке, когда христианство еще было гонимо. Менас служил в римской армии, потом дезертировал из нее, но затем вернулся в свою часть. Беглеца простили бы, если бы он полностью отказался от веры в Христа.

Однако Менас от веры не отрекся — и был казнен. Товарищи похоронили его, и постепенно все о могиле забыли. Но, согласно легенде, лет сто спустя возле нее остановился со стадом больной пастух и вскоре после этого быстро пошел на поправку. Пастух рассказал о своем чудесном исцелении соседям и друзьям, и к могиле Менаса потянулись люди. Для обслуживания многочисленных паломников возле могилы св. Менаса возникло целое поселение: с большой церковью, гостиным двором и даже сувенирными лавками. Процветанию Мар Мины способствовал и тот факт, что в 395 году, после раскола Римской империи на Западную и Восточную, Египет стал частью Византии и превратился в христианскую страну. Вторгшиеся в Египет в 619 году персы разрушили Мар Мину, и с этого времени поселение стало приходить в упадок. Это произошло отчасти из-за того, что в 641 году Египет завоевали арабы и начался процесс его исламизации, а отчасти — из-за участившихся набегов берберских племен с запада. Возможно, сыграло свою роль и ухудшение климата.

Когда ныне ходишь по Мар Мине, то трудно представить, как такое обширное поселение могло существовать в голой пустыне. Но дело в том, что две тысячи лет назад, при римлянах, дожди шли значительно чаще, чем теперь, и северное побережье Египта было житницей империи. Весной и осенью воду собирали во врытые в землю каменные цистерны — их и сейчас полно от Александрии до Саллюма. Немало цистерн и в Мар Мине. Однако со временем осадки стали выпадать все реже, и собирать стало нечего. Последнее упоминание о Мар Мине относится к концу IX века. Но мощи святого Менаса перенесли в Каир лишь шесть веков спустя. В истории древнего паломнического центра была поставлена окончательная точка.

 
Всем церквям церковь
 

 
Склеп святого Менаса приходится засыпать.
 
Археологам приходится заниматься и консервацией: расколотые основания колонн стянуты металлическими обручами.  
Гроссман аккуратно сложил в багажник своего джипа инструменты, и мы подъехали ближе к центру городища. То, что я увидел, меня удивило: рабочие забрасывали землей склеп святого Менаса. — Ничего не поделаешь, — развел руками Гроссман. — Подпочвенные воды поднялись настолько, что уже залили склеп. Если не засыпать его, то стены его скоро рухнут. Склеп построен из красного кирпича. По-видимому, Менас был похоронен в уже готовом склепе, возможно, принадлежавшем его семье. Раз был склеп, то, вероятно, где-то рядом существовало и жилье. Но пока археологи его не нашли. К склепу примыкает просторная церковь — самая большая из известных в Египте.

Поначалу она имела куда как более скромные размеры. Окончательную же форму церковь приобрела в VI веке при императоре Юстиниане, том самом, при котором был построен монастырь св. Екатерины на Синае. Церковь, от которой остались ныне лишь стены из камня высотой 3 — 4 метра, представляла собой классическую базилику: три зала-нефа, разделенные рядами колонн. Ширина центрального нефа — 14 метров. Длина же церкви составляет 62 метра. Она могла вместить не сотни — тысячи молящихся! Особенно много людей собиралось здесь 11 ноября (по старому стилю) каждого года — в день смерти святого Менаса.

Справа от церкви стоят полукругом гостиные дома. Сюда, к могиле святого, приезжали из разных концов Египта больные и убогие. Иные из них жили в Мар Мине подолгу. А слева — сувенирные лавки. В стены домов кое-где вмурованы колонны из белого мрамора. Они были взяты из более древних сооружений — обычное для здешних мест дело. — Город имеет типично греческую планировку, — пояснил Гроссман. — И архитектура склепа тоже греческая. Возможно, он использовался повторно. И надписи сделаны по-гречески. До начала VII века город опекала греческая православная церковь. И лишь арабы, изгнавшие из Египта византийцев, передали Мар Мину местным христианам-коптам.

Исследование центральной части города в основном завершено. Но работы еще очень много. Тем более что археологи занимаются не только раскопками, но и консервацией находок. Я спросил Гроссмана, не планируется ли восстановить церковь и хотя бы частично — некоторые сохранившиеся дома, ведь тогда Мар Мина могла бы превратиться в интересную туристическую достопримечательность. Ученый отрицательно покачал головой. — У нас нет рисунков, по которым мы могли бы судить о первоначальном виде сооружений, — ответил он. — А без таких рисунков строго научное восстановление памятников невозможно.

 
Музей не для всех
 

 
Плита с изображением cвятого Менаса.  
 
Доктор Гроссман работает в Мар Мине с 1964 года. За это время на складе экспедиции накопились сотни интереснейших экспонатов.  
Одноэтажный домик экспедиции представлял собой своеобразный музей, доступный только специалистам. Он построен в форме буквы «П». В центральной его части — рабочие столы археологов со всем необходимым им оборудованием. Правое крыло занимают жилые комнаты. Левое же — это склад, где хранятся находки экспедиции.

Мы с Гроссманом отправились на склад. В просторном помещении построены вдоль стен стеллажи, а на них лежали, тщательно рассортированные и пронумерованные, настоящие сокровища. Один стеллаж занимают капители колонн. Они разных типов, все резные и обязательно с крестом — символом христианства. На одной капители я вижу курчавую женскую головку. Фрагмент фрески с церковной стены все еще хранит цвета красок — желтый и зеленый. Но фреска — всего лишь комбинация растительных узоров, а не религиозный сюжет, как в русских церквях. На другом стеллаже хранится керамика. Тут есть и огромные, в человеческий рост, сосуды для масла, и сосуды поменьше, для вина, вытянутые и пузатые.

Для любой христианской цивилизации керамика, созданная полторы тысячи лет назад, — ценнейшая находка. В Египте же, где известна керамика и в три раза старше, эта выглядит примерно так, как у нас — бабушкина посуда на даче. Одной из самых интересных находок Гроссман и его коллеги считают каменную икону св. Менаса. На четырехугольной небольшой плите схематично вырезана фигура человека с нимбом над головой, приподнятыми и обращенными ладонями вперед руками — символом целительной силы. Справа — сверху вниз — надпись по-гречески: «Менас».

Все находки принадлежат Египту, и после их изучения, описания они перекочуют в запасники какого-нибудь музея. А может, небольшой музей будет создан прямо в монастыре Мар Мина. По крайней мере, прецедент есть: в монастыре св. Макария в Вади Натрун, на полпути между Александрией и Каиром, во время недавней реконструкции были сделаны интересные находки, которые затем выставили на всеобщее обозрение в специальном павильоне. Работа в Мар Мине, которой Гроссман посвятил полжизни, вряд ли вызовет какие-либо новые сенсации и принесет ученым мировую славу. Будничный, но совершенно необходимый кропотливый труд археологов, благодаря которому по крупицам восстанавливается история человечества.
 На предыдущую Вниз На следующую
 
 
 На Главную Страницу Написать нам письмо  
MAFIA's Top100


Украинский центр Интернет-рекламы "ECHO"
Rambler's Top100
Хостинг от uCoz