земля людей
|
|
Люди ездят по-разному
|
После возвращения в США в
рассказах Чака эпизод со стрельбой проходил лишь как прелюдия
к описанию езды на машине по Москве, апофеозом которой
явился день, когда мы опаздывали на важную встречу в министерстве
и я остановил левака на белом "ниссане".
Мы сели к нему далеко от метро в Теплом Стане, и я пообещал хорошие деньги, если за пятнадцать минут он нас доставит на Неглинную. Наш молодой водитель не смутился, как и не озадачивался потом особо правилами дорожного движения: большую часть пути мы просто проехали по разделительной и встречной полосе, а один раз затерлись чуть ли не под брюхо огромному КамАЗу. Когда мы высаживались у министерства, Чак был не просто белым - его сжатые скулы отсвечивали совсем уж нездоровой зеленоватой синевой... Правила движения требуют в США от водителей сверхвнимания к машинам с сиренами и школьным автобусам. Когда тебя обгоняют "скорая", пожарные или полиция, необходимо съехать к обочине и остановиться. Сажающий или высаживающий детей желтый школьный автобус мигает красными огнями, проезжать мимо него в этот момент тоже нельзя ни по его, ни по встречной полосе. Более того, на всякий случай у него на остановке от переднего бампера вдоль тротуара разворачивается длинная планка, препятствующая случайному шагу пассажира на проезжую часть. Безопасность детей - это культ в США. Наблюдать публику на дорогах очень интересно. Люди ездят очень по - разному. У кого - то шикарная сияющая машина, отражающая представления владельца о его достойном месте в этой жизни. (Если он едет с обычным или просто с гордым выражением лица - американец; если с высокомерным и пренебрежительным, как ни прискорбно об этом говорить, - почти наверняка русский. Откуда знаю? Знаю. Ведь вы же узнаете иностранца в Москве даже по мелькнувшему в толпе затылку? Так и я здесь безошибочно узнаю соотечественников. Не говоря о том, что никого, кроме русских, здесь с золотыми фиксами не увидишь.) Кто - то докатывает последнее на проржавевшем старикане стиля ампир пятидесятых годов. Особая статья - потрясающие меня до глубины души американские старушечки, которые лет в восемьдесят пилят себе с разрешенной скоростью, старательно держась за руль обеими руками. Но большинство, конечно, - независимые гордые соколы. И каждый парит на своей собственной недосягаемой высоте, наслаждаясь дорогой, ездой и столь важным чувством независимости за рулем. Но, как выясняется, даже беркут выглядит немного индюком, когда в воздухе появляется ястребиный орел... Поэтому когда в поле зрения возникает полицейский, все это наше бравое великолепие скукоживается в своих кабинах и мы все рулим с точно указанной на дороге скоростью. В большинстве случаев это 55 миль (90 км) в час. Почему? Потому что беседа с полицейским на дороге - не самое желанное для американца событие. |
|
Общение с полицией |
Прежде чем осветить проблему
общения водителей с полицейскими, надо сказать два слова
о самих полицейских. В разное время в самых разных точках
США, от крыши небоскреба в Нью - Йорке до курортного захолустья
в Калифорнии, раз за разом наблюдаешь, как туристы со
всего света просят разрешения сфотографироваться с полицейским.
Потому что "коп" - это во многом символ США.
Мне кажется, что вся национальная гордость Америки, ее самосознание, представление о мощи и могуществе, об американской мечте и обществе равных возможностей воплотились в облике рядового американского полицейского. И дело даже не в том, что он фантастически экипирован. Начинается все с другого, более важного, - с выправки. Что бы и где бы не происходило, вы видите, что здешний полицейский (равно как любой военный, рейнджер национального парка и каждый служащий в униформе) всегда - как огурчик. Честь мундира начинается с самого мундира. Выправка у всех безукоризненная. Здесь не увидишь стража закона в давно нечищенных ботинках и мешковатой форме, никогда не знавшей утюга. Индивидуальное снаряжение (которое в сумме тянет на семь тысяч долларов) включает шикарную форму с многочисленными нашивками, бляхами и именной биркой; револьвер или пистолет, запасные обоймы, наручники, дубинку, фонарь, рацию, баллон со слезоточивым газом и легкий (под рубашку) бронежилет. В мощной машине с мигалками и сиренами есть многозарядный дробовик двенадцатого калибра с укороченным прикладом, радар определения скорости, подвижная фара, рация и бортовой компьютер, позволяющий за секунды получить информацию о любом гражданине США (еще штрих к тому, что за счет своей технической обеспеченности демократическая Америка кое в чем оказывается более тоталитарной, чем многие другие страны). Работа у полицейских опасная, здесь не может быть двух мнении, но в основном все это боевое великолепие не используется. Потому что если на дороге полицейский обратил на тебя внимание, то ты уже больше себе не принадлежишь. Любому водителю - новичку в США я скажу так: вы можете не знать правил и знаков, вы можете оказаться за рулем без прав или даже выпивши, но вы должны помнить, что если полицейский пристроился за вами и включил мигалки, следует немедленно остановиться. К счастью для себя, я это знал. Ценой печального опыта двух своих студентов, работавших в Штатах на стажировке, которые этого не знали. За что и расплачивались потом на полную катушку... Когда я вспоминаю свой опыт общения с полицией, мне кажется, что машины здесь надо продавать с заводским ограничением скорости, чтобы ее в принципе нельзя было разогнать быстрее положенного. Дело в том, что я, когда задумываюсь, еду со скоростью сто десять километров в час. Не сто, не сто двадцать, а именно сто десять. Во время такой езды я отдыхаю, ведь порой день складывается по работе так, что отдых за рулем - это единственный отдых. Иногда я, правда, специально езжу "кататься". Это значит, что осмотревшись - не видно ли полицейских машин, - Я включаю музыку погромче (не так, конечно, как некоторые подростки, когда у них в машине аж стекла наружу выгибаются от барабанного грохота) и поддаю газу. Один раз меня взяли за превышение скорости, когда я ехал задумавшись, в другой - когда "катался"... За нарушение правил дорожного движения полицейский выписывает вам "билет". Никто не взимает штрафов на дороге и не ведет проникновенных намекающих бесед. Ходят слухи, что кто-то где-то иногда берет взятки, но ни я и никто из моих знакомых (специально расспрашивал) с таким никогда не встречался. Получив билет, вы платите штраф, посылая чек или перевод по указанному адресу, либо не платите и тогда идете в назначенный день в суд и там с судьей разбираетесь в своей ситуации, после чего вам в большинстве случаев уже через суд начисляют тот же самый штраф. |
|
Дорожный билет |
|
про дороги, "гаи",
автомобильный ликбез и автосервис
|
земля людей
|
|