Мы вышли наружу и прошли к
другому дому.
Там опять по бамбуковой лестнице поднялись наверх, но
в отличие от первого он был пуст и на верхней террасе
«Боуи» попросил разуться: «Это священное место для кадазанов».
Внутри он указал рукой наверх. Под перекладиной у самого
потолка среди пучков соломы висели какие-то круглые светло-желтые
предметы, которые я бы принял за высушенные плоды или
тыквы-калебасы.
«Черепа, принадлежавшие семье Монсопиада», — пояснил немец,
а затем стал рассказывать о сложной системе религиозных
представлений, породившую обычай «коллекционировать« головы
людей..
Согласно поверьям кадазанов, души, оставляя мертвое тело,
переносятся на гору Кинабалу. «Аки-Hабалу» с их языка
так и переводится — «прибежище духов умерших».
Но свято место пусто не бывает, места душ занимают всякие
духи — как добрые, так и злые. Обладание головой противника
служило и защитой от злых духов, и способом привлечь к
себе в дом духов добрых. Поэтому, чем больше голов в доме,
тем лучше.
В деревне Монсопиада последним черепам триста лет. Но
сам обычай сохранялся очень долго. Только в 1880-е годы
британская администрация поставила его вне закона.
Однако во время второй мировой войны сама же возродила
его, объявив вознаграждение за каждую добытую кадазанами
голову японца...
Потом были танцы: в свете факелов блестели тела, на которых
я разглядел теперь весьма обильную татуировку, грозно
сверкали глаза танцоров и не меньше — лезвия длинных ножей
в их руках, трубки для стрельбы стрелами — сумпитаны —
вскидывались вверх, чтобы поразить невидимую цель.
Пряная, острая пища, холодный «Карлсберг», который «лег»
на тапай, делали свое дело, я расслабился, и мне постепенно
начинало казаться, что я действительно среди дикарей.
Это впечатление улетучилось в один момент, когда к присутствующим
кто-то из выступающих обратился: «Леди и джентльмены!»
Но мой взгляд снова упал на длинные ножи. Ведь, возможно,
с ними кто-то из предков танцоров охотился за головами
всего полсотни лет назад...